Совет директоров Банка России в пятницу сохранил ключевую ставку в размере 16% годовых — это уже четвертое подобное решение подряд с декабря 2023 года. При этом глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина допустила возможность «существенного» (как она позже уточнила, «больше одного процентного пункта») повышения ключевой ставки на следующем заседании, которое запланировано на 26 июля.
Отвечая на пресс-конференции на вопрос, какие варианты «лежали на столе», глава Банка России рассказала, что рассматривались два варианта — сохранения ставки (который и был принят «широким консенсусом») и ее повышения, причем как до 17%, так и до 18%. Набиуллина при этом дала понять, что число сторонников ужесточения ДКП (денежно-кредитной политики) было стало больше, чем на прошлом заседании по ставке, состоявшемся 26 апреля. При этом финансовый регулятор не раскрывает, каким был расклад голосов в его совете директоров и, тем более, кто персонально какой позиции придерживался.
Контекст: Рекордным значением ключевой ставки в РФ остается 20% — до этого уровня она была повышена после начала СВО в феврале 2022 года из-за обвала рынков и введения санкций против крупных российских банков, а также самого ЦБ РФ. Однако уже в апреле ставку удалось снизить до 17%, а в сентябре она упала до 7,5% и удерживалась на этом уровне почти год (до конца июля 2023-го).
На традиционной пресс-конференции по итогам заседания совета директоров ЦБ РФ, которая на этот раз задержалась из-за пленарной сессии ПМЭФ-2024, Набиуллина пояснила мотивы принятого решения по ставке. По ее словам, в базовом, то есть наиболее вероятном, сценарии регулятор по-прежнему считает, что перегрев экономики начнет уменьшаться во втором квартале этого года. «Однако выросла вероятность сценария, в котором потребуется дополнительное повышение ставки, чтобы придать новый импульс дезинфляции. Выбор между этими двумя сценариями будет главной развилкой на опорном заседании в июле», — сообщила глава Банка России. При этом Набиуллина подчеркнула, что имеющиеся данные пока не позволяют однозначно сказать, по какому варианту дальше пойдет развитие событий.
Как говорится в сообщении пресс-службы Банка России, на среднесрочном горизонте баланс рисков еще больше сместился в сторону проинфляционных. Так что для возвращения инфляции к цели Центробанка в 4% годовых «потребуется существенно более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось в апреле».
Выступая накануне на ПМЭФ, Набиуллина назвала основной KPI (Key Performance Indicator, ключевой показатель эффективности) для Банка России. По ее словам, это достижение и стабилизация инфляции у цели в 4%. Ранее она уже не раз говорила, что в нынешних условиях для регулятора главное — это борьба с ростом цен, а вовсе не «спасение рубля», как, несмотря на все уверения, было принято считать долгое время.
Что касается обменного курса, то Набиуллина также неоднократно поясняла, что Банк России его не таргетирует и подобные меры не планируются. При этом в конце апреля она заявила, что искусственная фиксация курса рубля (предложения ввести которую звучат в адрес ЦБ) лишь навредит российской экономике. Назвав неверной точку зрения, согласно которой «если курс не будет меняться, то и инфляции не будет», Набиуллина пояснила, что источником роста цен является дисбаланс спроса и возможностей предложения.
Что касается корректировки налоговой системы, над которой сейчас работает Госдума, то, по мнению Центробанка, планируемые изменения фискальной политики, в частности, переход на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вероятнее всего, будут нейтральны для инфляции, поскольку рост бюджетных расходов в ближайшие годы будет компенсирован увеличением доходов консолидированного бюджета.
Если в начале года рынок надеялся на смягчение ДКП во втором полугодии, то перед нынешним заседанием многие ожидали, что ставка будет увеличена. Ее рост до 17% годовых прогнозировали почти треть участников консенсус-прогноза РБК. При этом большинство опрошенных экспертов верно предсказали, что ЦБ оставит ставку прежней, но ужесточит риторику.
Похоже, в числе тех, кто «играл на повышение», оказались ряд банков, которые, не дожидаясь решения ЦБ, на этой неделе подняли проценты по депозитам для физлиц. В частности, по краткосрочным вкладам (от трех месяцев до полугода) теперь можно рассчитывать на доходность 17-19% годовых.
Комментируя эти действия, Набиуллина сказала, что формирование ставок по депозитам зависит не только от текущей ситуации, но и от ожиданий банков по будущей ставке. Сигналы ЦБ и данные о состоянии экономики приводят банкиров к мысли, что жесткая ДКП сохранится существенно дольше их ожиданий.
Однако есть еще одна причина роста процентов по вкладам без увеличения ставки — вступивший в силу закон, позволяющий физлицам свободно перемещать между своими счетами в разных банках до 30 млн рублей в месяц. «Банки, конкурируя за вкладчиков, стараются предложить лучшие условия», — пояснила Набиуллина.
Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на ПМЭФ, выразил надежду, что инфляция, а вместе с ней и ключевая ставка начнут снижаться начиная с июля. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), как заявил его глава Кирилл Дмитриев, также надеется на такой сценарий, что позволит увеличить инвестиции в экономику страны.
Тем не менее, в Банке России подчеркивают, что «денежно-кредитные условия будут оставаться жесткими столько времени, сколько потребуется для снижения инфляции к цели».
Михаил Макаров