Posted 6 июня, 04:00
Published 6 июня, 04:00
Modified 6 июня, 04:00
Updated 6 июня, 04:00
Осуждающая Иран резолюция, которую в среду большинством голосов принял совет управляющих МАГАТЭ (Международного агентства ООН по атомной энергии), может спровоцировать региональную гонку вооружений и резко усилить напряженность между Исламской Республикой и Западом.
Документ, принятый по настоянию Великобритании, Франции и Германии, призывает Тегеран пересмотреть решение об отзыве из страны нескольких экспертов агентства, а также объяснить следы урана, обнаруженные на некоторых незадекларированных объектах. «Необходимость того, чтобы совет управляющих привлек Иран к ответственности за выполнение своих юридических обязательств, давно назрела. Иран должен срочно, полностью и недвусмысленно сотрудничать с Агентством», — цитирует агентство Reuters текст резолюции.
Западные державы заявляют, что для развития иранской ядерной программы нет убедительных гражданских целей, и что она носит явно военный характер. Иран в ответ утверждает, что решает исключительно мирные задачи в рамках развития своей атомной энергетики. В стране с 2011 года работает первая на Ближнем Востоке Бушерская АЭС, при участии РФ возводится второй энергоблок и заключен контракт на строительство третьего.
Вместе с тем, официальные лица в Тегеране недавно заявили, что Иран может изменить свою ядерную доктрину, если подвергнется нападению или его существованию будет угрожать Израиль, что вызвало тревогу в МАГАТЭ и в западных столицах.
Кроме того, в сентябре прошлого года Иран исключил нескольких иностранных экспертов из инспекционной группы, что глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси назвал «непропорциональным и беспрецедентным» решением и «очень серьезным ударом» по способности агентства выполнять свою работу должным образом.
Гибель 19 мая президента и министра иностранных дел Ирана в результате крушения вертолета вызвала паузу в переговорах МАГАТЭ с Тегераном. «Они переживают траур, который я должен уважать», — заявил тогда Гросси.
Однако всего через две с половиной недели МАГАТЭ приняло явно антииранскую резолюцию, что вызвало серьезные возражения ряда стран, участвующих в работе агентства.
При утверждении резолюции голоса распределились так — 20 стран поддержали документ, 12 воздержались, а две — Россия и Китай — высказались против.
При этом еще несколько стран выступили с критикой документа, в их числе Белоруссия, Никарагуа, Сирия, Зимбабве и Венесуэла. «Мы призываем стороны отказаться от политических шагов и подойти ответственно и рационально к вопросу будущего иранской ядерной проблематики. В связи с этим мы призываем государства — члены не поддерживать эту резолюцию», — говорится в заявлении этой группы, оказавшемся в распоряжении агентства ТАСС.
Споры вокруг резолюции «углубили дипломатический раскол в рядах МАГАТЭ по поводу оспариваемой ядерной программы Исламской Республики», отмечает агентство Bloomberg.
Россия, Китай и Иран призвали западные страны вернуться к «ядерной сделке», которая предполагала дипломатическое урегулирование конфликта вокруг иранской ядерной программы.
«Китайская Народная Республика, Исламская Республика Иран и Российская Федерация убеждены, что странам Запада пора проявить политическую волю, остановить непрекращающийся цикл эскалации, из которого стороны не могут найти выход почти два года, взять на себя инициативу и предпринять необходимые шаги для возрождения Совместного всеобъемлющего плана действий. Это все еще возможно сделать», — указано в распространенном агентством Tasnim совместном заявлении трех стран, приуроченном к заседанию совета управляющих МАГАТЭ.
Контекст. «Ядерная сделка» — Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе (СВПД) — политическое соглашение, заключенное в 2015 году между Ираном и группой государств, известных как 5+1, относительно ядерной программы Ирана. Группа состоит из США, России, КНР, Великобритании, Франции — пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Германии. В 2018 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из сделки и анонсировал дополнительные санкции в отношении Ирана. В ответ в 2019 году Иран объявил о приостановлении выполнения двух пунктов СВПД. Нынешний глава Белого дома Джо Байден неоднократно заявлял о готовности возобновить «ядерную сделку». Россия, Великобритания, Германия, Китай, США и Франция с апреля 2021 года вели с иранской стороной в Вене переговоры о восстановлении СВПД в его первоначальном виде, которые завершились безрезультатно.
В настоящее время, согласно данным МАГАТЭ, Иран производит около 9 кг урана с обогащением до 60% в месяц. Ранее западные эксперты утверждали, что накопленного делящегося материала в количестве 140 кг при условии его дальнейшего обогащения до 90-процентного оружейного уровня хватит для производства трех ядерных боеголовок. Однако в февральском отчете МАГАТЭ данные были уточнены: у Ирана есть 121,5 кг обогащенного урана, чего достаточно для двух бомб.
Москва, Пекин и Тегеран считают, что восстановление «ядерной сделки» позволило бы снять подавляющее большинство вопросов об иранской ядерной программе, в том числе за счет предоставления инспекторам МАГАТЭ обширных инструментов мониторинга. «Нет сомнений, что полноценно действующая ядерная сделка послужила бы инструментом снижения напряженности. Мы уверены, что это стало бы беспроигрышной ситуацией для всех сторон», — отмечается в заявлении трех стран.
Как отмечает ТАСС, Россия, Китай и Иран подчеркнули, что положения СВПД, требующие от исламской республики гарантировать гражданский характер своей ядерной программы, остаются в силе. В связи с этим страны указали на необходимость того, чтобы международное сообщество относилось к Исламской Республике, развивающей собственную атомную промышленность, точно так же, как к любому другому участнику Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Исполняющий обязанности главы МИД Ирана Али Багери Кани со своей стороны заявил о недопустимости превращения МАГАТЭ в место для урегулирования политических разногласий. «Мы всегда предлагали правительствам разных стран позволить агентству продолжать выполнять свою специализированную научную функцию, а не превращать его в место для сведения политических счетов из-за неудач, которые они понесли за пределами агентства», — приводит его слова агентство ISNA.
Михаил Макаров