Posted 6 июня, 13:00
Published 6 июня, 13:00
Modified 6 июня, 13:00
Updated 6 июня, 13:00
Цены — Росстат (более широкого перечня товаров и услуг в динамике и в открытом доступе нет). Брал тут, данные доступны как раз с января 2022-го по апрель 2024-го. Увы, не все 1 к 1 сопоставимо, какие-то товарные позиции исчезли (например, в январе 2022-го есть «экскурсионная поездка в Финляндию», в апреле 2024-го ее уже нет), какие-то добавились (например, «поездка в Беларусь»), какие-то чуть поменялись в плане учета. В общем, я почистил базу, оставил только сопоставимые позиции, их у меня набралось 516 штук.
Далее все позиции разбил на категории: всего их получилось 26. Изменение цен по категории считал как среднее от изменения цен, входящих в категорию (чтобы не мучиться с весами).
Медианные зарплаты во всех отраслях брал у Сбериндекса. Там доступны данные только по декабрь 2023 года. Но я сделал экстраполяцию, исходя из исторического соотношения медианы и средней зарплаты (по ним данные есть до марта 2024-го включительно). Я взял намеренно максимальную по сезону разницу, чтобы увидеть изменение в доступности товаров по корзине по минимальному приросту медианы.
Нужно также учитывать, что показатели зарплат цикличны. Они обычно существенно выше в марте, июне, сентябре и особенно в декабре. По остальным месяцам могут падать (апрельская медиана обычно ниже мартовской). Связано это по большей части с системой премирования (квартальные и годовые). Поэтому в случае с зарплатами я считал рост март 2022-го к марту 2024-го (апрельских данных еще нет). Все это занижает показатель, но пусть будет так.
Получилось следующее.
В среднем корзина стала доступнее, т. е. рост медианы перекрывает рост стоимости корзины. Но это ясно из того, что медиана +35% март 2024-го к марту 2022-го, а накопленная инфляция апрель 2024-го к марту 2022-го +23,17%. Т.е. без категорий реальный рост примерно 10%.
По категориям можно посмотреть таблицу (там в целом все вполне ожидаемо).
Если дезагрегировать категории, то сильнее всего в продуктах питания выросли цены на виноград (+73%), бананы (+80%), гастрономию (+53%), помидоры (+51%) и яйца (+47%).
Топ-5 по снижению доступности (за исключением стоимости банковского кредита и бананов): обои виниловые (+181%), поездка в Турцию (+174%), ноготочки (+126%), поездка в Египет (+117%), новый легковой импортный автомобиль (+77%). В целом по корзине менее доступными стали 71 товар и услуга из 516.
Шринкфляция учтена, все считалось в литрах, килограммах, штуках и т. д. Конечно, тут не учтено различие в качестве, которое по ряду позиций существенно. И конечно, по децилям доходов ситуация будет отличаться. Но в среднем — вот так.
Обратите внимание на категорию «моторные топлива». Цены Росстата по бензину, дизелю и ГМТ бьются с теми, которые мы собираем самостоятельно. При этом бензин обсуждают чуть ли не активнее яиц.
Григорий Баженов, экономист