Posted 5 июня, 15:45
Published 5 июня, 15:45
Modified 5 июня, 15:47
Updated 5 июня, 15:47
Если насчет обновленного состава российского правительства прогнозы были разными, то в части перестановок в рядах губернаторов большинство политологов были уверены, что здесь больших изменений не произойдет. Во-первых, потому что не надо ломать то, что относительно неплохо работает. Во-вторых, увеличивать число губернаторских кампаний в год президентских выборов и предшествовавшей им электоральной мобилизации довольно рискованно. Особенно если учитывать, что в сентябре предстоит ряд ответственных электоральных процессов. Например, в Санкт-Петербурге, где будут выбирать губернатора.
Предполагалось, что основные перемещения глав регионов состоятся через год, то есть перед запланированными на 2026 год парламентскими выборами. Тогда же ожидались и изменения в «Единой России», которая чувствует себя уверенно, но все же перед крупной федеральной кампанией обычно старается повысить свою эффективность.
Однако заменами ушедших в правительство губернаторов все не ограничилось. Еще три региона получат новых руководителей. Вряд ли их будет больше, потому что региональные парламенты уже назначают даты выборов, и кандидаты вступают в избирательные кампании.
Важно понимать, что все три последних губернаторских отставки имеют разную подоплеку и их не стоит объединять в один сюжет. Однако вот назначения преемников, причем, все, которые состоялись в этом году, подходят под единое правило. На губернаторские посты выдвигаются представители региональных элит, а не федеральных. Даже Андрей Турчак получил должность в Республике Алтай, имея за плечами опыт руководства Псковской областью. Исключение одно — отправленный в Калининград бывший глава Минпромторга Алексей Безпрозванных.
В Югре губернатор Наталья Комарова хотя и конфликтовала с местными элитами, но ушла с должности чинно — по возрасту и на почетную пенсию в Совет Федерации. Несмотря на то, что после ее отставки в прессе, не разобравшись, стали писать, что суд рассмотрит протокол о дискредитации армии, составленный в отношении уже экс-главы ХМАО. В итоге никакой протокол никто не рассматривал, а сменщик Комаровой, экс-мэр Тюмени Руслан Кухарук, вполне тепло отозвался о предшественнице.
Сам Кухарук для ХМАО явно не чужой человек. Местные журналисты пишут, что он зять бывшего вице-губернатора Югры Валерия Бобылева, работавшего еще с Сергеем Собяниным. Назначение Кухарука зрело давно. В 2022 году его «отправляли» на пост главы Башкирии, а сразу после назначения Сергея Цивилева министром энергетики называли в качестве кандидата на пост руководителя Кузбасса. Однако теперь ему придется продолжить работу в родном регионе. При этом прямых выборов в ХМАО нет, губернатор утверждается парламентом.
А вот в Самарской области Дмитрий Азаров ушел после того, как в сентябре прошлого года набрал почти 84% голосов на губернаторских выборах. Интересно, что об этом мало, кто вспомнил, будто и не было никакого голосования и поддержки избирателей. Очевидно, что выборы глав регионов стали церемониалом, поэтому и отношение к ним соответствующее.
Причины отставки Азарова — интерес правоохранительных органов к его окружению, в частности, арест ближайшего соратника Виктора Кудряшова. Публично недовольство силовиков деятельностью главы региона выражал избравшийся от Самарской области депутат Госдумы Александр Хинштейн. Собственно, он победил в схватке уже со вторым главой этого региона. Первым был Николай Меркушкин, прибывший в Самару из Мордовии. При этом очевидно, что губернаторских амбиций у Хинштейна нет.
Теперь же руководить Самарской областью будет 34-летний Вячеслав Федорищев, возглавлявший при Алексее Дюмине правительство Тульской области. Он станет самым молодым губернатором, сменив в этом статусе 36-летнего главу ЯНАО Дмитрия Артюхова.
Федорищев признался, что впервые прибыл в регион после назначения, а до этого в Самаре не был даже как турист. Однако учитывая, что Дюмин получил пост помощника президента по ВПК, новое назначение его бывшего подчиненного выглядит логично, учитывая стратегическую значимость Самарской области для оборонной промышленности.
Некоторые инсайдеры указывают, что отставка Азарова была вызвана не только коррупцией в его окружении, но и скандалом, когда дети мигрантов публично в стриме послали главу региона «по матушке». Недоброжелатели тогда отмечали, что Азаров не контролирует ситуацию на вверенной территории, в том числе миграционные потоки, которые после теракта в «Крокусе» требуют особого внимания.
Отставки Комаровой и Азарова были внеплановыми, а вот у главы Республики Алтай Олега Хорохордина истекал срок полномочий. Эффективностью он не отличался, да и депрессивный регион редко позволяет развернуться даже более способным управленцам. При этом Хорохордин начинал свою карьеру на госслужбе под патронажем еще Владислава Суркова, так что «замолвить словечко» за него тоже было некому.
Но вот выбор его сменщика стал довольно неожиданным. Вице-спикер Совета Федерации и секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак рассматривался, скорее, как претендент на повышение в федеральных структурах, чем как кандидат в главы региона, тем более малонаселенного и далекого от Москвы.
Да и решение о его назначение созрело довольно быстро и неожиданно. Поэтому его встреча с президентом прошла по видеосвязи, хотя с Кухаруком и Федорищевым Владимир Путин встречался лично.
Некоторые политологи утверждают, что Турчака «спрятали на будущее», чтобы в Москве его не затоптали политические тяжеловесы. Однако и сам Турчак, безусловно, уже стал политическим тяжеловесом. Соответственно, его перевод на Алтай иначе как ссылку расценивать нельзя.
Среди причин называют, в частности, скандалы на праймериз «Единой России», в том числе в Тыве, где якобы задвигали участников СВО. Да и вообще считается, что в списки партии на грядущие в сентябре выборы попало слишком мало ветеранов боевых действий, несмотря на стремление Кремля интегрировать их в мирную жизнь и, в частности, в систему госуправления.
Кроме того, некоторые отмечают излишнюю активность Турчака в Санкт-Петербурге, которая могла свидетельствовать о его губернаторских амбициях. При этом выдвигающийся на второй срок Александр Беглов — кандидат, поддержанный Владимиром Путиным. А если есть решение, то руководство «Единой России» должно его исполнять, а не плести интриги.
Однако вряд ли региональные разборки могли стать поводом для столь радикальной кадровой перестановки. Тут в целом надо понимать, что «Единая Россия» только внешне кажется единой и монолитной. На самом деле любой ее руководитель должен учитывать интересы разных групп и балансировать партийный механизм. Здесь можно вспомнить, что в момент создания нынешняя партия власти объединила в своих рядах некогда политических конкурентов — движение «Единство» Сергея Шойгу и блок «Отечество — вся Россия» Юрия Лужкова и Евгения Примакова.
Из числа прежних секретарей Генсовета ЕР никто еще большую карьеру не сделал. Первым (в 2003 году) этот пост занял Валерий Богомолов, который уже 13 лет тихо работает аудитором Счетной палаты. Вторым стал Вячеслав Володин — он хотя и является спикером Госдумы, но переход на Охотный ряд из кремлевской администрации многие назвали понижением. После Генсовет ЕР возглавлял Сергей Неверов, ныне вице-спикер Госдумы. Как раз сейчас некоторые инсайдеры говорят, что осенью он этого статуса лишится и станет рядовым депутатом.
Турчаку необходимо было балансировать интересы курирующего внутреннюю политику замглавы АП Сергея Кириенко и его предшественника на этом посту Вячеслава Володина, который теперь контролирует парламентское большинство. Согласитесь, тут права на ошибку нет. И вот, похоже, что-то все же не срослось.
Однако Турчака вряд ли стоит списывать со счетов. Он, что называется, «останется в обойме» и вполне может вернуться на федеральный уровень. Публичным лицом «Единой России» в свое время был Борис Грызлов, который тоже на какое-то время пропадал из поля зрения, но теперь бывший партийный лидер работает послом РФ в Белоруссии, что в нынешних реалиях является весьма весомой должностью.
Важным представляется еще и тот момент, что председателем «Единой России» остается Дмитрий Медведев, который весьма активен публично и, видимо, хочет единолично высказывать мнение партии в публичном пространстве. Так что медийная активность Турчака могла его раздражать.
Сейчас говорят, что новым секретарем Генсовета ЕР будет назначен полпред президента в УрФО Владимир Якушев, которого относят к команде Сергея Собянина. Однако ожидать медийной активности от Якушева не стоит, скорее он станет выполнять менеджерские функции. Очевидно, что в случае такого решения можно будет говорить о политическом усилении московского мэра на федеральном уровне, которая станет некоей компенсацией за то, что его выдвиженцы не получили новые посты в федеральной исполнительной власти, несмотря на множество прогнозов по карьерным перспективам Анастасии Раковой или Максима Ликсутова.
В целом же у отставки Азарова и назначении Турчака есть одна общая черта — можно быть лояльным, но этого уже недостаточно. Нужно соблюдать правила, в том числе неписанные, и при этом еще быть эффективным. То есть теперь требования к управленческим кадрам на высшем уровне становятся еще стороже. Даже несмотря на то, что политологи говорят про короткую «скамейку запасных» на федеральном уровне власти. Впрочем, если смотреть на последние назначения, можно сделать вывод, что ее регулярно пополняют.
Кирилл Шулика