Известная номенклатурная «банка с пауками» начала неспешно перетряхиваться. Немного, в пределах 15-30%, но все же изменения затронули правительство, АП и губернаторский корпус. Поскольку логика принимаемых решений становится ясна после сложения определенного пазла из инсайдов, слухов, понимания «корпоративной этики» и прочих «ходов в сумраке», политическое осмысление процессов очень плотно смешивается с более тонким мастерством трактовки наблюдаемых процессов, в чем-то родственным шаманизму.
Публичная политика, если за ней наблюдать, становится похожей на салат оливье. Яркая и завораживающая, накрошенная непонятно из чего.
Зато непубличная политика переживает свой расцвет, несоразмерный даже с периодом противоборства т. н. башен Кремля. На наших глазах образуются новые группы, усиливаются или ослабевают те или иные вельможи. Спящие институты вроде Госсовета усиливаются игроками с непредсказуемой ролью, тогда как бодрствующие институты вроде Совбеза пополняются опальными министрами. Весь этот движ можно было бы назвать усилившимся трансфером власти, который похож в своем финале то ли на игру в кальмара, то ли на бахтинский карнавал.
Однако логика происходящего продолжает оставаться туманной. При том что такой подход, вероятно, является частью плана, ведь все трансферы власти у нас проходят в режиме политических спецопераций, а значит fog of war и прочее запутывание следов является непременным атрибутом этого этапа игры. Публичная политика превращается в хорошо срежиссированный деборовский спектакль, тогда как непубличная политика становится процессом той самой борьбы за власть, перехода ее из одних рук в другие, равно как и попыток части элит удержаться во время этой турбулентности.
Разумеется, непубличная политика не вчера начала доминировать над публичной (под которую теперь даже разрабатывают отдельное законодательство). Но проблема в том, что непубличная часть борьбы внутри системы РФ по-прежнему остро конкурирует со своей видимой вершиной айсберга. Не желая полностью уходить в сумрак (как предлагали некоторые в прошлом году — отменить выборы, назначать губернаторов и т. д.), система отчаянно нуждается в инструментах по легитимизации и опубличиванию собственных решений. Иначе в ней исчезает ощущение собственной силы, той самой магической составляющей, которая делит общество на власть и всех остальных.
При том что в процессе расцвета непубличной политики система вынужденно обнажает некоторые свои приводные механизмы, тем самым демонстрируя принципы своей работы не только нам, но и самой себе. Так, мы постепенно начинаем узнавать, «как все было на самом деле в 1990-е», как назначался тот или иной губернатор, почему эта группа людей «держала поляну» в виде какого-нибудь министерства и т. д.
Система власти опасно полагает, что настолько сблизилась с большей частью населения путем ежедневных задушевных бесед-монологов через телевизор, что теперь каждый пенсионер или домохозяйка прекрасно понимают, как нелегко приходится властям. Тут — Байден и англо-саксы, тут — воры-коррупционеры, тут — «пятая колонна». Трудно жить на свете пастушонку Пете.
Но это сближение мнимое, разумеется. Обнажение приводных механизмов непубличной политики — завораживающее, но опасное действо. Слишком велико желание хакнуть систему у той части элит, которая пока в трансфере не участвует, но обязательно захочет к нему присоединиться, когда карнавал будет в разгаре.
Поэтому наш fog of politic продолжит нарастать примерно с той интенсивностью, с какой будет усиливаться ход трансфера. Востребованность знающих толк в шаманских практиках тоже возрастет, как и просветленных, умеющих не только в инсайды, но и в инсайты.
Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»