В Северной столице вновь актуализировали инициативу по оформлению вывесок и наружной рекламы в центре города в едином, «старом» стиле. Равняться предлагалось на успешный пример такого решения в городе Рыбинск Ярославской области.
В 2023 году депутат Госдумы Виталий Милонов уже предлагал петербуржцам избавиться от визуального шума и стилизовать рекламные вывески под определенные эпохи. Так, для каждого района в планах было выбрать свой стиль — например, Кировский район украсить табличками «1920–1930 годов» — «под Маяковского», а Московский — вывесками 1940–1950 годов. Предложение было направлено в Министерство культуры, но дальнейшая его судьба осталась для СМИ неизвестной.
В 2024 году с похожей идеей выступил владелец BS Art Development Group Александр Басалыгин. Указывая на то, что в Петербурге до сих пор нет единой концепции визуального оформления улиц и фасадов, а разноцветные вывески нарушают исторический облик города, он предложил создать пилотные зоны, в которых все указатели будут выполнены в дореволюционной эстетике, с сохранением орфографии и внешнего вида наружной рекламы того времени. Понять, как все было раньше, считают инициаторы нововведения, можно из архивных снимков.
Кроме прочего, полагает Басалыгин, «дореволюционная» улица будет способствовать привлечению туристов.
По мнению дизайнера визуальных коммуникаций, живописца Ивана Дуракова, подобные идеи могут быть реализованы локально — и при условии наличия хорошего вкуса у исполнителей.
При этом вывески лучше всего выполнять из материалов «той эпохи» — натурального дерева, металла и камня, поскольку их исполнение в пластике вызовет лишь «насмешки над попыткой прыгнуть в поезд под названием „хотим, как в Рыбинске“».
В то же время дизайнер полагает, что единая визуальная концепция рекламы не пойдет городу на пользу.
«Мой ответ — определенно нет. Нельзя приводить весь город к одному визуальному знаменателю, каким бы хорошим и универсальным он бы ни был. Мы и так все быстрее теряем средства свободного самовыражения, давайте оставим хоть что-то», — высказал мнение эксперт.
По его словам, малый бизнес порой делает очень самобытные и действительно потрясающие вещи. «Например, я видел, как винтажный секонд-хенд просто написал мелом свое название над дверью и залакировал его, а кофейня сделала вывеску из деревянных сучков-палочек. Это все очень круто выглядит и подходит городу», — пояснил он свою мысль.
В комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга напомнили: будучи объектами дизайна, появляющиеся в городе вывески должны «удовлетворять требованиям гармонии и целесообразности». В КГА также отметили, что подобные проектные решения «могут иметь исключительно локальный характер» и обязаны быть интегрированы в городскую среду.
Сейчас правила размещения вывесок определяются эстетическими регламентами — это заявлено в правилах благоустройства, установленных постановлением правительства Петербурга № 40.
Оно регулирует размер самой конструкции, допустимые к использованию шрифты, цвет фона и даже тип подсветки. Кроме того, требования учитывают, на каком по высоте здании будет расположена вывеска, а также место его нахождения — исторический центр или спальный район.
По задумке инициаторов, идею с вывесками сначала следовало обсудить на заседании президиума городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а в случае ее одобрения — отправить на рассмотрение в комитет по градостроительству и прочие компетентные профильные городские структуры. Однако план засбоил уже на первом этапе.
Как отметил в ходе заседания президиума петербургского отделения ВООПиК первый зампредседателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов, в Петербурге такая реклама существовала очень короткий период — на стыке XIX–XX вв. «Сейчас такое невозможно. Еще тогда это вызывало скорее критику, чем восторг», — подчеркнул архитектор.
В свою очередь председатель городского отделения ВООПиК Антон Иванов указал, что в городе действуют определенные регламенты, связанные с размещением вывесок на фасадах зданий. «По сути, сама инициатива требует внесения изменений в нормативные документы, а это, в свою очередь, потребует большого количества времени», — отметил градозащитник.
Арина Кулешова