Posted 31 мая, 19:53

Published 31 мая, 19:53

Modified 1 июня, 19:40

Updated 1 июня, 19:40

Петербургу пока отказали в «дореволюционных» вывесках

31 мая 2024, 19:53
ВООПИиК не счел уместным возвращать в город рекламу с «ятями».

В Северной столице вновь актуализировали инициативу по оформлению вывесок и наружной рекламы в центре города в едином, «старом» стиле. Равняться предлагалось на успешный пример такого решения в городе Рыбинск Ярославской области.

Идея с заменой вывесок не нова

В 2023 году депутат Госдумы Виталий Милонов уже предлагал петербуржцам избавиться от визуального шума и стилизовать рекламные вывески под определенные эпохи. Так, для каждого района в планах было выбрать свой стиль — например, Кировский район украсить табличками «1920–1930 годов» — «под Маяковского», а Московский — вывесками 1940–1950 годов. Предложение было направлено в Министерство культуры, но дальнейшая его судьба осталась для СМИ неизвестной.

В 2024 году с похожей идеей выступил владелец BS Art Development Group Александр Басалыгин. Указывая на то, что в Петербурге до сих пор нет единой концепции визуального оформления улиц и фасадов, а разноцветные вывески нарушают исторический облик города, он предложил создать пилотные зоны, в которых все указатели будут выполнены в дореволюционной эстетике, с сохранением орфографии и внешнего вида наружной рекламы того времени. Понять, как все было раньше, считают инициаторы нововведения, можно из архивных снимков.

Кроме прочего, полагает Басалыгин, «дореволюционная» улица будет способствовать привлечению туристов.

В многообразии — красота

По мнению дизайнера визуальных коммуникаций, живописца Ивана Дуракова, подобные идеи могут быть реализованы локально — и при условии наличия хорошего вкуса у исполнителей.

При этом вывески лучше всего выполнять из материалов «той эпохи» — натурального дерева, металла и камня, поскольку их исполнение в пластике вызовет лишь «насмешки над попыткой прыгнуть в поезд под названием „хотим, как в Рыбинске“».

В то же время дизайнер полагает, что единая визуальная концепция рекламы не пойдет городу на пользу.

«Мой ответ — определенно нет. Нельзя приводить весь город к одному визуальному знаменателю, каким бы хорошим и универсальным он бы ни был. Мы и так все быстрее теряем средства свободного самовыражения, давайте оставим хоть что-то», — высказал мнение эксперт.

По его словам, малый бизнес порой делает очень самобытные и действительно потрясающие вещи. «Например, я видел, как винтажный секонд-хенд просто написал мелом свое название над дверью и залакировал его, а кофейня сделала вывеску из деревянных сучков-палочек. Это все очень круто выглядит и подходит городу», — пояснил он свою мысль.

Объекты дизайна должны «удовлетворять требованиям гармонии и целесообразности».

В комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга напомнили: будучи объектами дизайна, появляющиеся в городе вывески должны «удовлетворять требованиям гармонии и целесообразности». В КГА также отметили, что подобные проектные решения «могут иметь исключительно локальный характер» и обязаны быть интегрированы в городскую среду.

Сейчас правила размещения вывесок определяются эстетическими регламентами — это заявлено в правилах благоустройства, установленных постановлением правительства Петербурга № 40.

Оно регулирует размер самой конструкции, допустимые к использованию шрифты, цвет фона и даже тип подсветки. Кроме того, требования учитывают, на каком по высоте здании будет расположена вывеска, а также место его нахождения — исторический центр или спальный район.

ВООПИиК против

По задумке инициаторов, идею с вывесками сначала следовало обсудить на заседании президиума городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а в случае ее одобрения — отправить на рассмотрение в комитет по градостроительству и прочие компетентные профильные городские структуры. Однако план засбоил уже на первом этапе.

Как отметил в ходе заседания президиума петербургского отделения ВООПиК первый зампредседателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов, в Петербурге такая реклама существовала очень короткий период — на стыке XIX–XX вв. «Сейчас такое невозможно. Еще тогда это вызывало скорее критику, чем восторг», — подчеркнул архитектор.

В свою очередь председатель городского отделения ВООПиК Антон Иванов указал, что в городе действуют определенные регламенты, связанные с размещением вывесок на фасадах зданий. «По сути, сама инициатива требует внесения изменений в нормативные документы, а это, в свою очередь, потребует большого количества времени», — отметил градозащитник.

Арина Кулешова