В свое время американцы назвали никарагуанского диктатора Сомосу таким сукиным сыном, который при всех его недостатках все же являлся для США своим. Схожая ситуация складывается в отношениях России и пока еще запрещенного законами РФ движения «Талибан» (признано террористической организацией, деятельность которой запрещена).
Вначале снять такие запреты предложили МИД РФ и Минюсте РФ, а потом и сам российский президент высказался за то, чтобы выстраивать с талибами отношения, потому что они, как ни поверни, а являются правящей в Афганистане политической силой.
Лояльность в отношении талибов уже проявил Казахстан, а Китай и вовсе в этом году принял у себя в Пекине на постоянной основе дипломатического представителя нового кабульского режима.
Конечно, талибы свергли прежнее признанное международным сообществом правительство Афганистана не очень-то законным путем, а применив силу. Но схожим был и алгоритм действий украинского майдана в Киеве десять лет назад. Результаты того майдана российское руководство считает губительными как для самой Украины, так и для судеб мира, потому что инициаторами тех событий являлись западные политики, нацеленные на ослабление России и вывод соседней страны из-под ее влияния.
Талибанский же майдан хоть и вышел не менее жестким, но пел и плясал совсем не под дудку Запада, а, напротив, вопреки его установкам. Американцам и европейцам пришлось уносить ноги от очередной афганской революции, зато России удалось не только удержаться в обновленном Кабуле, но и выстроить с талибами конструктивные контакты.
Представители новых афганских властей неоднократно приезжали в Москву и были приняты в том числе самим министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Талибанская делегация побывала также на недавнем международном форуме «Россия — Исламский мир» в Казани, хотя поездка и не обошлась без эксцессов в виде недопуска части заявленных афганских гостей на российскую территорию. И, наконец, талибы ожидаются на ПМЭФ-2024, чтобы вместе с другими участниками мероприятия обсудить международную обстановку и развитие экономики.
Речи о скором признании Россией правительства талибов пока не идет. Но и нынешняя формула сближения РФ с афганскими обидчиками американцев серьезно беспокоит власти США, которые не преминули напомнить, что считают сегодняшних правителей Кабула террористами и вообще плохими парнями.
Безусловно, запрещенные талибы относятся к такой своеобразной когорте представителей другого мира, на которых и в Америке, и в Европе, и в России смотрят с подозрением. Приоритеты и настроения этой правящей политической силы слишком неустойчивы, чтобы записывать талибов в союзники или договариваться о совместных проектах.
С другой стороны, Россия поставлена перед необходимостью выстраивать такую архитектуру мировой безопасности, которая гарантировала бы тишину и стабильность хотя бы на южных и восточных границах. Глобальный Юг — дело тонкое, требующее особых подходов и искусных маневров. С движением ХАМАС и рядом других схожих структур у РФ вполне получается находить общий язык, что закладывает фундамент многополярности будущей мировой перестройки.
Теперь в повестке появился вопрос о более многогранном диалоге с «Талибаном», который при правильном к нему подходе если и не подставит плечо, то точно не снимет с плеча винтовку. В таких геополитических условиях, как сейчас, и это уже немало.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»