Posted 30 мая, 06:14

Published 30 мая, 06:14

Modified 30 мая, 11:42

Updated 30 мая, 11:42

Telegram-канал «Бла-бла-номика»: Экономике РФ грозит повышение нагрузки

30 мая 2024, 06:14
Налоговая реформа может вызвать замедление роста.

Минфин внес в правительство большой пакет предложений практически по всем налогам и взносам — тут введение прогрессивной шкалы НДФЛ, повышение налога на прибыль до 25%, повышение НДПИ для ряда полезных ископаемых, новые акцизы (на медицинский спирт и «жидкий никотин»), обложение НДС компаний на УСН с выручкой от 60 млн руб.

Есть, конечно, и меры, потенциально снижающие нагрузку: вычет для семей с детьми, федеральный инвестиционный вычет (детали которого должно проработать правительство), вычет расходов на НИОКР с коэффициентом 2 при расчете налога на прибыль, отмена пошлин с привязкой к курсу рубля, расширение границ «упрощенки» до 450 млн руб. годовой выручки, снижение страховых взносов для части зарплат выше МРОТ для производственных малых компаний.

Минфин оценивает объем дополнительных поступлений в 2,6 трлн руб. (и это — с учетом вычетов), что само за себя говорит об общей направленности реформы.

Масштаб изменений в налоговой системе без преувеличения беспрецедентный и сопоставим разве что с налоговой реформой начала 2000-х годов. Однако тогда реформа была нацелена на упрощение налоговой системы и снижение нагрузки в расчете на то, что уклонение от налогов станет менее привлекательным и собираемость налогов вырастет (что и оправдалось).

Теперь же общая направленность реформы совершенно иная — на усложнение системы и повышение нагрузки в целом на экономику, видимо, в расчете на то, что современные методы администрирования не позволят «уронить» собираемость налогов и взносов.

В итоге очень многим налогоплательщикам (для бизнеса — абсолютно всем, для населения — тем, у кого суммарные доходы, вместе с доходами от сбережений и продажи имущества, дойдут до отметки 2,4 млн руб. в год) придется просчитать, насколько нагрузка в следующем году будет увеличена и какими возможностями вычетов (если это применимо) можно воспользоваться.

При этом относительно вычетов обольщаться не нужно — ко многим из них уже прилагается перечень ограничений, довольно заметно сужающих круг претендентов.

Взять хотя бы самый «раскрученный» вычет для семей с двумя и более детьми: он будет доступен, как разъясняет Минтруд, только тем семьям, у которых подушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума в регионе постоянного проживания и которые соответствуют неким (пока не установленным) «имущественным критериям». Тем же, кто соответствует всем этим условиям, возврат части уплаченного НДФЛ поступит не ранее середины следующего года.

Такие же подходы, как следует из предложений Минфина, применены и к вычетам для бизнеса. Например, вычет на НИОКР относится только к тематике, ранее включенной в правительственный перечень, и о расширении его пока что нет и речи. Снижение страховых взносов до 7,6% с части зарплаты, превышающей МРОТ, относится только к производственному (и то — с исключениями) малому бизнесу, и будет все это реализовываться на фоне довольно серьезного повышения самого размера МРОТ. А федеральный инвестиционный вычет будет предоставляться по критериям, которые еще только предстоит определить правительству.

Судя по всему, экономика вместо обещанных стимулов к росту может получить серьезное повышение нагрузки — со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде замедления роста, попыток ухода от налогов разными способами и ужесточения администрирования с целью пресечь такие попытки.

Telegram-канал «Бла-бла-номика»