Соединенные Штаты начинают новый раунд в торговой войне с Китаем, которая длится уже более пяти лет. При этом продолжает расти напряженность между КНР и другими промышленно развитыми странами мира, что отодвигает перспективу завершения конфликта (или хотя бы его острой фазы) на неопределенно долгий срок.
Администрация президента США Джо Байдена в середине мая объявила о введении новых пошлин на сотни наименований товаров, импортируемых из Китая. Наиболее резким стало решение в четыре раза (с 27,5% до 102,5%) увеличить тарифы на электромобили производства КНР. В Белом доме при этом говорят про защиту американских рабочих, то есть уже не скрывают, что это откровенный протекционизм, а не попытка отстоять прежние договоренности или проявление заботы о сохранении баланса в международной торговле.
Промышленная политика Китая подверглась также резкой критике со стороны финансовых властей стран «группы семи» (G7). Они решили продемонстрировать единство в этом вопросе накануне юбилейного 50-го саммита «семерки», который должен пройти 13–15 июня этого года в итальянском городе Бриндизи. В заявлении по итогам встречи министров финансов и глав центробанков G7 Пекин обвинили «в умышленном нанесении ущерба» экономикам его торговых партнеров.
Как отмечает Bloomberg, ключевым действующим лицом в наращивании давления на Китай остается Вашингтон. Напоминая, что Байден далек от того, чтобы гарантировать себе победу в президентской гонке в США, агентство расценивает действия главы Белого дома как «попытку расправиться с Китаем и дифференцировать себя от Дональда Трампа».
Речь идет о том, что Байден сейчас пытается «перехватить повестку», пересматривая пошлины в отношении китайских товаров, введение которых Трамп называет одним из своих главных достижений за время работы на президентском посту в 2017–2021 годах.
Главный соперник Байдена уже отреагировал на это в присущем ему духе — во время предвыборного митинга в Нью-Джерси Трамп высмеял действия Байдена, в очередной раз упрекнув его в некомпетентности. Предупредив, что китайские компании наверняка попытаются уйти от новых пошлин, переведя производство автомобилей в Мексику, (у которой, как и у Канады, есть позволяющее это соглашение с США), Трамп пообещал после возвращения в Овальный кабинет ввести 200-процентный тариф, который защитит американский рынок от экспорта китайских машин из сопредельных стран.
Впрочем, вопреки расхожему мнению, торговую войну с Китаем начал вовсе не Трамп, а его предшественник на президентском посту Барак Обама. Именно он в 2016 году в ответ на стремительный рост металлургической промышленности в КНР ввел беспрецедентную заградительную пошлину на холоднокатаный прокат китайского производства в размере 522,23%.
Однако именно Трамп перешел от защиты к нападению. Еще во время предвыборного противостояния с Хиллари Клинтон он заявил, что Китай «насилует нашу страну» и «крадет ее интеллектуальную собственность», а после открыто провозгласил курс на изоляцию КНР и лишение ее технологического суверенитета путем перекрытия доступа второй экономики мира к передовым разработкам.
Здесь также не обошлось без использования чисто политического оружия — Трамп стал первым с 1979 года избранным президентом США, который напрямую позвонил президенту Тайваня, что в Пекине было воспринято как прямая угроза международному консенсусу вокруг «принципа одного Китая».
Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал прогноз, согласно которому продолжение торговой войны между США и Китаем грозит снизить глобальный ВВП на 7%. При этом конфронтационный потенциал далеко не исчерпан — по оценке экспертов, в ближайшие годы может появиться еще около трех тысяч новых торговых ограничений.
Контекст. В 2017 году дефицит торгового баланса США с Китаем превысил $335 млрд, что стало худшим показателем с 1970-х годов. Весной 2018 года по итогам проведенного расследования Вашингтон объявил, что Китай использует дискриминационные практики, наносящие вред американской торговле, после чего по указанию президента Трампа был составлен список примерно из 1300 товаров, пошлины на ввоз которых из Китая увеличивались на 25%. Он включал разнообразные наименования — электронику, запчасти для самолетов, спутники, медицинские товары, оборудование и прочее, общий объем импорта которых в США из Китая составлял около $50 млрд. Пекин ответил, обложив дополнительными пошлинами около 120 импортируемых из США товаров (мясо, фрукты, алюминиевый лом и т. д.), импорт которых в Китай составлял тогда около $3 млрд. Далее подобный обмен ударами стал постоянной практикой. При этом в числе наиболее пострадавших оказались крупнейший китайский производитель электроники Huawei, с которым запретили сотрудничать американским компаниям, включая Google, Intel и Qualcomm, а также ведущий производитель микросхем в КНР компания SMIC, из-за чего Китай был вынужден резко увеличить закупки чипов на Тайване.
Представитель МИД КНР Мао Нин, комментируя коммюнике глав минфинов стран G7, в котором они выразили обеспокоенность по поводу «нерыночной политики и практики» Китая, заявила, что Пекин не принимает односторонние оценки и подчеркнула, что на самом деле нерыночным поведением является дискриминационный подход западных стран.
Министерство торговли Китая отвергло обвинения Запада в том, что КНР использует субсидии, запрещенные ВТО, подчеркнув приверженность строительству открытого рынка, основанного на свободной торговле. В свою очередь, Китайский совет по содействию международной торговле (CCPIT) заявил, что будет внимательно следить за тарифами, введенными США и намерен «помогать ключевым отраслям и компаниям повышать возможности справляться с рисками, а также принимать все необходимые меры для защиты прав и интересов китайцев».
Китайское официально англоязычное издание Global Times (GT) цитирует экспертов, которые раскритиковали обвинения в адрес КНР со стороны G7, заявив, что эти необоснованные утверждения «отражают ядовитое влияние усиливающегося протекционизма Вашингтона среди его союзников» и представляют «серьезную угрозу свободной торговле и глобальным цепочкам поставок».
Неконтролируемое злоупотребление США санкционным инструментарием, по мнению российских властей, в конечном итоге приведет к постепенному отказу международного сообщества от использования финансово-логистической инфраструктуры Запада.
Накануне заместитель советника по национальной безопасности президента США Далип Сингх заявил, что страны Запада готовы использовать санкции и инструменты экспортного контроля для прекращения торговли между Китаем и Россией товарами и технологиями, «угрожающими безопасности США и их союзников», а также принять дополнительные меры, чтобы помешать России «использовать теневой флот танкеров для поставок нефти в обход ценового потолка (price cap)», установленного «группой семи» на уровне $60 за баррель.
Комментируя это заявление на брифинге в четверг, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что в Москве подобные шаги Вашингтона рассматривают в качестве вмешательства в торгово-экономические отношения суверенных государств. «Это можно квалифицировать как ведение торговой войны, как часть гибридной агрессии, гибридной войны против нашей страны, против других государств, как политику сдерживания, нанесения „стратегического поражения“», — заявила она.
При этом подчеркивается, что никакие публичные и регулярно повторяемые угрозы Вашингтона задействовать против РФ односторонние незаконные ограничительные меры не заставят нашу страну отказаться от взаимовыгодного и полностью соответствующего нормам международного права сотрудничества с партнерами из третьих стран, включая КНР.
Хотя ряд исследований показывают, что Вашингтон и Пекин обоюдно проиграли от ведения торговой войны, китайские власти нашли способ «асимметричного ответа» на американский каток санкций. Яркий пример — введение ограничений на экспорт из КНР галлия и германия, важных для производства полупроводников и других высокотехнологичных изделий (подробнее читайте в материале «РосБалта» «Китай нацелился оставить самые современные самолеты США без радаров»).
В итоге Вашингтону так и не удалось полностью перекрыть китайцам доступ к передовым технологиям, в том числе, чипам, необходимым для создания сложных компьютерных систем в интересах армии КНР, а также способным обеспечить прорыв в области разработки искусственного интеллекта.
Признавая, что «китайская экономика испытывает давление и трудности из-за внутренних и внешних факторов», Global Times пишет, что это «не изменило долгосрочную положительную тенденцию фундаментальных экономических показателей Китая», где «все еще сохраняются благоприятные условия для обеспечения устойчивого и стабильного экономического роста».
При этом оправдалось предсказание GT о том, что ВВП КНР достигнет годовой цели правительства в 5%, невзирая на все «страшилки» в западных СМИ о неминуемом крахе китайской экономики. На этой неделе МВФ пересмотрел прежний прогноз признав, что в 2024 году рост китайского ВВП достигнет параметров, обозначенных властями в Пекине.
Михаил Макаров