Posted 29 мая, 07:27

Published 29 мая, 07:27

Modified 29 мая, 07:29

Updated 29 мая, 07:29

Веселиться не время

29 мая 2024, 07:27
В России массово отменяют летние музыкальные фестивали.

В середине мая стало известно, что в Самарской области был отменен Грушинский фестиваль. Этот смотр авторской песни без проблем проходил даже в советское время, собирая бардов из разных уголков тогда еще СССР. Именно там в конце по традиции звучала песня «Изгиб гитары желтой». Для региона это всегда было большим событием, привлекающим множество туристов с разными доходами.

Отмену организаторы объясняют «возможными рисками проведения в текущих условиях столь масштабного массового мероприятия».

Однако очевидно, что при организации фестиваля просто невозможно выполнить все требования власти, которые появились после страшного теракта в «Крокусе».

Следом за «Грушей» отменили и целый ряд фолк-фестивалей. Таковых как минимум четыре — «Былинный берег», «Дубовик», «Лугнасад» и «Бельтайн».

Как отмечает музыкальный критик Олег Кармунин, любой летний open-air этого года должен быть огражден сплошным капитальным забором и рамками металлоискателей. Как это сделать в лесу или чистом поле, никто не поясняет.

Кроме того, теперь еще охрана фестиваля силами Росгвардии должна осуществляться за счет организаторов. И других вариантов тут быть не может.

Естественно, даже если найти самый настоящий забор, далеко не факт, что местные власти разрешат его поставить, ибо тогда может быть нарушено природоохранное законодательство. Собрать же фестиваль на плацу какой-нибудь воинской части, которая уже и так обнесена забором, не позволят воинские уставы и правила охраны государственной тайны.

Конечно, безопасность зрителей очень важна, что, собственно, теракт в «Крокусе» и показал. Однако похоже, правоохранительные органы и исполнительная власть пошли по самому простому пути, просто решив не проводить массовые мероприятия. Так не самый добросовестный стоматолог поступает с больными зубами — не лечить, чтобы пациенту стало комфортнее жить, а сразу выдирать.

То есть по этой логике надо было закрывать и метро в Москве и Санкт-Петербурге, ибо его террористы тоже не обошли вниманием. Теперь даже удивительно, но такое в голову никому не пришло. Более того, в Москве сейчас метро охраняет не полиция, а нанятая мэрией охрана, которой предписано проверять сумки и вообще не зевать. Однако чаще всего к объемному рюкзаку пожилой мужчина в форме прикладывает детектор так, будто подорожник к больному месту.

Но ведь дело не только в антитерроре, но и в самих мероприятиях. Конечно, фолк-фестивали с участием групп «Мельница» и «Калинов мост» собирают лояльную аудиторию. Многие же музыканты из числа участников вообще возят гуманитарную помощь в зону СВО. Все же фестивали, собирающую нелояльную аудиторию, давно закрыты, а большинство их участников покинули страну или взяли творческую паузу.

Но мало ли что там придет в голову собравшимся в лесу людям? Поэтому лучше, чтобы не было ни публики, ни музыкантов, ни даже леса.

И все это прямо касается Fan ID («карты болельщика»), который стал обязателен для посещения футбола. Когда появилось это нововведение, я сразу предположил, что следующими пострадают культурные мероприятия. И вот остался буквально шаг до того, чтобы это случилось. Все зрители фестивалей будут «оцифрованы». В качестве, так сказать, компромисса.

То, что происходит сейчас, конечно, наносит ущерб наиболее самобытной части российской культуры. Скажем, Грушинский фестиваль собирал бардов со всей страны и для них это была единственная большая сцена. А в своих сельских домах культуры они просто создавали репертуар для этой самой большой сцены на Волге, чтобы выступить рядом с признанными мастерами.

Интересно при этом, что крупные мероприятия отменяются местными муниципальными властями, то есть чиновниками, которые вряд ли известны всем гражданам даже в черте того населенного пункта, которым они управляют.

В частности, большой фестиваль реконструкторов «Былинный берег», посвященный Древней Руси, планировался в деревне Топорок Кимрского района Тверской области. Отменили же мероприятие на 10 тысяч участников решением местной антитеррористической комиссии.

Однако она совершенно точно не компенсирует организаторам уже понесенные расходы, которые начались задолго до самого события. Да и для деревни Топорок такое количество гостей могло стать хорошей возможностью заработать. Теперь, увы, ее отняли в целях необходимости борьбы с терроризмом.

Содействовать же в проведении фестиваля местные власти не могли, у них для этого нет ресурсов. То есть помочь поставить забор и нанять Росгвардию нужно было за счет организаторов. При этом именно муниципалитет получил бы от фестиваля приличную часть доходов. Так что далеко не факт, что решение об отмене принималось чиновниками с большим удовольствием.

В Саратове местные власти вообще обсуждают вопрос о выдаче разрешений на проведение любых культурных мероприятий. Понятно, что это — возврат к советской практике приемки спектаклей и концертов специальными комиссиями. Эта практика отлично описана в мемуарах великого Юрия Любимова. В данном случае, кстати, чиновники не ссылаются на антитеррор, а прямо говорят, мол, время сложное, вдруг проникнет на сцену какая-нибудь крамола.

Все эти решения безымянных чиновников, явно инициированные в связи с требованиями сверху, наносят российской культуре непоправимый ущерб. Он может стать невосполнимым, потому что, например, если какой-либо фестиваль прервется хотя бы на год, то он может просто больше никогда не вернуться. Как, кстати, это уже произошло с «Нашествием», который «переносился в никуда» не по требованиям безопасности, а по чисто идеологическим причинам. И, обратите внимание, заменить его оказалось нечем.

Так будет, скажем, и с теми спектаклями, которые намереваются не допустить на сцену власти Саратовской области. Ведь если запретить пьесы, написанные иноагентами, патриотические авторы не создадут те, которые придут им на смену. Да и отмену фестивалей, посвященных Древней Руси, вряд ли можно компенсировать смотром самодеятельности коллективов полиции или даже концертом Олега Газманова.

Кирилл Шулика