Posted 29 мая, 14:00
Published 29 мая, 14:00
Modified 29 мая, 14:00
Updated 29 мая, 14:00
Идея заставить толстосумов отдавать больше денег в виде налогов активно обсуждается не только в России, но и на Западе. Однако если в нашей стране от внесения такой инициативы президентом в послании парламенту до разработки Минфином конкретных параметров реформы прошло чуть меньше трех месяцев, то в странах, уверенно называющих себя «развитыми», аналогичный процесс не может выйти на финишную прямую уже не первый год.
Очередная попытка согласовать в рамках «группы семи» (G7) введение так называемого «глобального минимального налога на сверхбогатых» на глазах терпит крах. Предполагалось, что раздел, содержащий формулировки, касающиеся способов расширения обмена информацией о наиболее состоятельных людях мира, будет внесен в итоговое коммюнике юбилейного 50-го саммита «семерки», который должен пройти 13–15 июня этого года в итальянском городе Бриндизи. Но странам G7 так и не удалось прийти к общему мнению по этому вопросу. Как сообщили агентству Bloomberg источники, пожелавшие остаться неназванными, в новом проекте коммюнике, появившимся в конце прошедшей недели, эта тема больше не упоминается.
Тот факт, что самые богатые люди сталкиваются с заметно более низкими налоговыми ставками, чем другие группы, является на Западе общепризнанным. В недавнем исследовании, которое провела Налоговая обсерватория Евросоюза, базирующаяся в Парижской школе экономики, утверждается, что если к богатству 2750 долларовых миллиардеров, которые есть в мире, применить ставку подоходного налога всего в 2%, то это ежегодно будет приносить около $250 млрд.
В докладе европейских исследователей, поддержанном американским нобелевским лауреатом по экономике Джозефом Стиглицем, отмечается, что только в 2022 году в различные налоговые убежища была переведена сумма в размере $1 трлн. «Вопиющее налоговое неравенство подрывает правильное функционирование демократии, углубляет неравенство, ослабляет доверие к нашим институтам и нарушает общественный договор», — написал Стиглиц в предисловии к докладу.
В итоге авторы исследования призвали правительства всех стран мира разработать схему, согласно которой налогообложение миллиардеров должно вестись по тем же правилам, которые ранее были установлены для крупных транснациональных корпораций.
Контекст. По сути, речь идет об аналоге минимального корпоративного налога, который в 2021 году был единогласно одобрен «группой двадцати» (G20) и официальными представителями еще 110 государств мира. Все они согласились изменить свое законодательство таким образом, чтобы гарантировать, что транснациональные компании со штаб-квартирами, расположенными на их территории, будут платить налоги по минимальной ставке не ниже 15% в каждой стране, в которой они работают. Это решение, призванное резко уменьшить возможности для уклонения от уплаты налогов, было названо наиболее радикальным нововведением в международной фискальной системе за последние сто лет. При этом потери госбюджетов от налоговых дыр Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивала в диапазоне от $100 млрд до $240 млрд ежегодно.
«То, чего добились от корпораций, мы теперь должны потребовать и от миллиардеров», — провозгласил Стиглиц. Однако на этот раз никакого единодушия среди стран мира и близко ждать не приходится. Та же самая министр финансов США Джанет Йеллен, которая три года назад назвала согласование налога для глобальных корпораций «историческим днем для экономической дипломатии», теперь говорит совсем другие вещи. Еще до начала встречи с коллегами из стран G7, которая прошла в минувшие выходные в итальянском городе Стреза, Йеллен заявила, что США не готовы поддержать переговоры по вопросу введения глобального налога на доходы сверхбогатых граждан.
«Это то, под чем мы не можем подписаться», — сказала глава американского Минфина. Как сообщает газета The Wall Street Journal (WSJ), Йеллен, отметив, что США «верят в прогрессивное налогообложение», одновременно выступила против введения для миллиардеров «какого-то общего глобального фискального механизма с перераспределением доходов». WSJ в связи с этим напоминает, что если большинство стран применяют подоходный налог в зависимости от места жительства человека, то США облагают своих граждан налогом на их доходы по всему миру, что уже затрудняет американцам возможность уклониться от выплат путем перевода доходов за границу.
Больше всего крупных состояний, владельцев которых могло бы затронуть нововведение, сосредоточены как раз в Соединенных Штатах. При этом, как говорят источники Bloomberg, у правительства Германии, где проживает больше миллиардеров, чем в любой другой европейской стране, накануне саммита G7 также возникли сомнения по вопросу необходимости введения глобального налога.
Надо отметить, что в менее богатых странах внимание направлено в противоположном направлении. В частности, власти Португалии, как сообщает агентство Reuters, сейчас работают над резким снижением подоходного налога для более чем 300 тыс. человек в возрасте 18-35 лет, чтобы предотвратить их эмиграционный отток. Ставки подоходного налога в Португалии варьируются от 13% до 48% в зависимости от зарплаты. Подавляющее большинство молодежи, как заявил премьер этой страны Луиш Монтегеру, теперь будет платить налоги в размере от 4,4% до 7–8%. При этом максимальная ставка для всех молодых людей, зарабатывающих до 5800 евро ($6279) в месяц, будет составлять 15%.
Наиболее активным сторонником глобального налога для миллиардеров выступает Бразилия, которая в этом году председательствует в G20. Ее президент Луис Инасиу Лула да Силва призвал всех участников «двадцатки» разработать общий подход к налогообложению сверхбогатых людей, чтобы заставить их отдавать больше денег в казну, а не прятать прибыль в офшорах.
В Европе схожую позицию занимает Франция, которая и без того известна своим жестким налоговым режимом (достаточно вспомнить решение знаменитого актера Жерара Депардье перебраться в Россию после известия о планах заставить французских богачей отдавать 75% доходов). Накануне встречи G7 министр финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил о решимости бороться за минимальный налог на крупнейшие в мире состояния «с такой же силой», с которой он предыдущие семь лет отстаивал введение налога для глобальных IT-компаний.
Кроме того, о поддержке минимального налога в размере 2% на доходы сверхбогатых граждан заявляли правительства Испании и ЮАР.
Французский экономист Габриэль Зукман, известный своими исследованиями проблемы неравенства в мире, объявил, что по просьбе властей Бразилии продолжит работу над «общим стандартом, гарантирующим, что миллиардеры заплатят справедливую долю своих доходов».
Михаил Макаров