Posted 29 мая, 11:39
Published 29 мая, 11:39
Modified 29 мая, 11:41
Updated 29 мая, 11:41
За последние десять лет среди россиян неуклонно растет число больных сахарным диабетом, что сказывается на росте спроса на противодиабетические средства. Сегодня в России продается лекарство от диабета «Форсига», созданное фармкомпанией «АстраЗенека» на основе дапаглифлозина. Из-за высокой стоимости его получают лишь 12% от числа тех, кому он необходим, а таких людей в нашей стране 1,4 млн.
Проблему могло бы решить появление в продаже более дешевых аналогов «Форсиги» — например, средства под названием «Фордиглиф» от компании «Акрихин». Но это неизбежно привело бы к снижению стоимости препаратов дапаглифлозина примерно на треть, и «АстраЗенека» всеми правдами и неправдами стремится удержать монополию на рынке диабетических препаратов в РФ.
«Это новые препараты. Они работают в трёх направлениях — они лечат больных сахарным диабетом, больных с сердечной недостаточностью и обладают мощным нефропротективным свойством. Учитывая, что в нашей стране сахарным диабетом болеют 4,5 миллиона человек, это только те, кто диагностированы. А в два раза больше пациентов, у которых диабет есть, но к врачу они не обращаются. Много больных, имеющих хроническую сердечную недостаточность. У нас их около 12 млн человек. Важно то, что 35% — пациенты до 60 лет, молодые и работоспособные. Им всем нужно получать этот препарат. Актуальность не вызывает сомнений», — говорит доцент кафедры госпитальной терапии №2 Сеченовского университета Роза Ваколюк.
Патентная монополия разрешает фармацевтической компании единолично выпускать и реализовывать лекарства на протяжении 20 лет с момента регистрации патента. Но у фармкомпании «АстраЗенека» действие патента закончилось еще в мае 2003 года, и по истечении этого срока на рынок могли выйти другие фармацевтические компании с предложениями лекарств от сахарного диабета.
Однако «АстраЗенека», которая не продлила патент в положенные сроки, пожаловалась в СК и ФАС на нарушение патентных прав и недобросовестную конкуренцию. В итоге ей удалось повторно оформить патент на ранее запатентованный дапаглифлозин, оградив его, таким образом, от конкурентов еще на пять лет.
В итоге у англо-шведской фармкомпании возникли судебные разбирательства с рядом фармкомпаний — производителей лекарств от сахарного диабета, в том числе с российской компанией «Акрихин», которая пыталась вывести на рынок препарат «Фордиглиф», выступающий более дешевым аналогом «Форсиги». Если бы это удалось сделать, проблема дефицита лекарств от сахарного диабета была бы решена, но Роспатент не торопится отзывать вторичный патент у «АстраЗенеки».
По данным фармкомпании «Акрихин», лекарство от сахарного диабета «Фордиглиф» успешно прошло все испытания и продемонстрировало полную идентичность «Форсиге» — вплоть до одинаковых показаний и побочного действия. А вот стоит российский «Фордиглиф» примерно на четверть дешевле своего зарубежного аналога, что делает его в разы доступнее для больных сахарным диабетом.