Posted 28 мая, 09:34
Published 28 мая, 09:34
Modified 28 мая, 09:36
Updated 28 мая, 09:36
Да, будет сильный рост возобновляемых источников энергии, но классические виды энергетического сырья все равно будут нужны.
Дискуссионный момент в этих оценках — будущее угля. «Зеленая энергия» в теории должна будет «съедать» долю именно угля как наименее экологичного вида топлива. Но в странах Азии, в частности — в КНР и Индии, продолжается интенсивное строительство новых угольных станций.
Доля нефти и газа в мировой энергетике сейчас — 54%. К 2040 году нефть и газ поделятся частью своих процентов с возобновляемыми источниками энергии, но все равно их доля будет значительной — около 47%.
В Goldman Sachs также говорят об устойчивости спроса на нефть в мире. Аналитики инвестиционного банка подняли оценку годового потребления сырья в 2030 году с 106 до 108,5 млн баррелей/сутки. Пик спроса они сдвинули на 2034 год, до уровня в 110 млн баррелей/сутки, а далее ожидают отсутствие роста или снижения потребления вплоть до 2040 года. Эксперты уже шутят: когда наступит 2030 год, в Goldman Sachs снова сместят «пик спроса на нефть» в будущее — и будут делать так до бесконечности.
Действительно, нефть и газ будут востребованы, так как вместе с развитием «зеленой энергетики» растет общий спрос на энергию. И это очень большой тренд.
Во-первых, он связан с ростом численности населения. Если в 1804 году численность населения Земли составляла 1 млрд человек, то сейчас — более 8,1 млрд. Вместе с ростом числа людей увеличивается и энергопотребление.
Во-вторых, есть тенденция к общему повышению уровня жизни в мире, а это значит, что жители бедных стран все больше обзаводятся устройствами, которые потребляют энергию — от холодильников и стиральных машин до пылесосов и гаджетов.
В-третьих, развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) означает предъявление значительного спроса на новые дата-центры и стабильную энергию, которую могут гарантировать нефть и газ. Солнечная и ветряная генерации подвержены сезонности, большим колебаниям, которые не гармонизируются с изменениями в потреблении. Очевидно, что концепция работы дата-центров «стопроцентно на базе возобновляемой энергетики» — это не более чем модная фишка. На практике ИИ не сможет выжить на этом принципе.
С 2014 по 2023 год энергопотребление дата-центрами в США выросло в два раза, хотя ИИ еще только начинает всерьез разворачиваться. По оценке экспертов, в ближайшие годы дата-центры для ИИ будут наращивать потребление энергии. В результате их доля в суммарном спросе на электричество в США вырастет с нынешних 2,5% до 7,5%, и это только по самым скромным оценкам. И неизбежно США придется все больше подыскивать варианты строительства дата-центров за рубежом — в странах с достаточной нефтегазовой генерацией энергии.
По сути, технологические гиганты США загнали себя в угол, увлекшись «зеленой энергетикой» и стимулируя инвесторов не вкладываться в развитие нефти и газа. Теперь энергетический вопрос для ключевых американских техов является самой большой проблемой, ограничивающей их развитие.
Для России все это открывает шанс развивать собственные дата-центры, чтобы получить конкурентное преимущество в сфере больших данных (big data) и ИИ. Нужно не упустить шанс и вырастить на базе стабильной энергетики российских технологических гигантов мирового уровня.
Это в том числе и решение сложностей «Газпрома», который по итогу 2023 года получил впервые за 25 лет убыток. Сейчас как раз газовая энергогенерация внутри страны и спрос, который создают новые технологии, могут помочь «Газпрому» обрести «второе дыхание». И это лучше, чем усиливать поиски новых покупателей за рубежом и сталкиваться с требованиями больших скидок на рынке. Общее санкционное давление и сокращение потребления газа на европейском направлении, которое ранее было ключевым для корпорации, — новая реальность, к которой нужно адаптироваться, причем достаточно быстро.
Telegram-канал «Черный лебедь»