Posted 28 мая, 18:35
Published 28 мая, 18:35
Modified 28 мая, 20:54
Updated 28 мая, 20:54
Проблема домашнего насилия остро стоит в России, но закон, который будет противодействовать домашнему агрессору, до сих пор не принят. Как защитить себя и какую помощь пострадавшие от абьюза могут получить в кризисных центрах Петербурга, выяснял «РосБалт».
Утверждать, что тема домашнего насилия не беспокоит законодателей, было бы неверным. Недавно стало известно, что в Госдуме разрабатывается законопроект, призванный изменить вид уголовного преследования по статье об умышленном причинении легкого вреда здоровью. В настоящее время ч.1 ст. 115 УК РФ подразумевает частное обвинение: дело возбуждается по заявлению потерпевшей стороны — и может быть прекращено, если заявление заберут (например, под давлением) или произойдет примирение с агрессором. Разрабатываемая поправка предусматривает обязательное расследование эпизода правоохранителями, а значит — наказание правонарушителя в случае установления его вины.
«Предчувствуя беду, человек обращается в правоохранительные органы, сообщая об угрозах, преследовании. Но деятельной реакции на местах очень часто, к сожалению, нет. Хотя правовая основа, чтобы адекватно принимать меры в таких случаях, существует. Правоприменительная практика в этой сфере может и должна обсуждаться», — написал в своем Telegram-канале депутат Госдумы Ярослав Нилов.
Парламентарий является автором закона об ответственности за преследования (систематическое совершение действий, направленных на причинение жертве нравственных страданий), который в настоящее время ожидает отзыва от правительства.
Примечательно, закон о сталкерах (от анг. stalking -преследование), запрещающий приближаться к жертве, ранее уже был разработан фракцией «Новые люди», но поддержки в профильном комитете и правительстве не нашел, поскольку «не соответствовал целям защиты граждан от посягательства на их жизнь». Как пояснялось в отзывах, документ предусматривал длительную судебную процедуру, предшествующую выдаче запрета, а также не учитывал ситуации, когда пострадавшая сторона проживает со своим обидчиком, не имею возможности сменить место жительства.
Петербурженки, которые столкнулись с домашним насилием, могут обратиться как в государственные кризисные центры, так и в некоммерческие. Выбрать нужно самостоятельно, но важно понимать, что для постановки на обслуживание в любое государственное учреждение необходимо признание нуждаемости в социальном обслуживании — для этого требуются регистрация в Петербурге и дополнительные документы.
В некоммерческих центрах для получения убежища чаще всего достаточно предоставить флюорографию. А для того, что получить психологическую помощь, собирать никакие документы и вовсе не придется.
Стационарное отделение «Женщина в опасности» — структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Кризисный центр помощи женщинам». Отделение предоставляет убежище женщинам с детьми, оказавшимся в трудной ситуации и пострадавшим от различных форм насилия. Работает оно в режиме круглосуточного стационара: здесь есть 5 комнат на 17 койко-мест для временного проживания, кабинеты специалистов (юрист, психолог) и социальной службы приема. На весь период пребывания пострадавшим выдают продуктовые наборы.
Чтобы получить срочную помощь (короткий срок пребывания), необходимо обратиться по телефону +7(812)373-47-69 (заведующий отделением) или +7(812)373-67-71 (ответит специалист — и расскажет о наличие свободных мест), собрать необходимые документы (список нужных есть на официальном сайте), а затем написать заявление об оказании срочных услуг.
ИНГО «Кризисный центр для женщин» — оказывает психологическую и юридическую помощь совершеннолетним женщинам, пострадавшим от разных видов насилия. Помимо этого, центр предоставляет возможность экстренной эвакуации жертв в номерной фонд партнеров.
«По сравнению с классическими убежищами это очень быстрый и доступный способ для наиболее уязвимых женщин, поскольку собирать большое количество документов и справок не нужно. При этом жертве гарантируется дополнительная безопасность (адрес у нас скрыт, на всей территории охрана)», — пояснили в пресс-службе кризисного центра.
Чтобы получить помощь, нужно позвонить по телефону доверия +7(812)3273000 (ежедневно с 11:00 до 18:00).
Центр социальной, правой и психологической помощи «Ресурс» работает с женщинами, которые столкнулись с домашним насилием, а также оказались в трудной жизненной ситуации.
Чтобы получить помощь, необходимо заполнить заявку на официальном сайте и ждать обратной связи от оператора. Если ситуация срочная, он последует сразу, в остальных случаях — в течение 2-3 дней.
На сто процентов обезопасить себя от домашнего насилия невозможно, поскольку повлиять на того, кто решил его применить, почти нельзя. В пресс-службе ИНГО «Кризисный центр для женщин» рассказали, что с темой абьюзеров и их жертв связано множество ошибочных суждений, не имеющих ничего общего с реальностью.
«Особого стиля одежды или манеры поведения, определенных мест, в которых точно нельзя будет познакомиться с мужчиной-тираном, не существует — это все самые распространенные мифы. Можно лишь посоветовать побольше узнать об этой проблеме и проанализировать поведение своего партнера», — уточнили в пресс-службе.
На официальном сайте кризисного центра любая женщина может пройти онлайн-тест: ответы на его вопросы позволят оценить, насколько поведение партнера отличается от нормы — и есть ли угроза столкнуться с насилием в этих отношениях.
«Тесты-оценки рисков на нашем сайте помогают женщине распознать маркеры насилия и вовремя обратиться за помощью. Помимо этого, мы собрали алгоритмы действий в разных ситуациях на платформе „ПОЛИНА“, благодаря им пострадавшие могут узнать, что нужно сделать для снятия побоев, какие действия необходимо предпринять после изнасилования», — пояснили в пресс-службе.
Порой даже самые близкие люди могут не замечать признаков домашнего насилия, ведь жертвы стараются не афишировать проблему, а иногда и боятся о ней говорить. Эксперты предупреждают — этого делать категорически нельзя, поскольку может стать слишком поздно.
«В феврале от домашнего насилия погибла одна из наших клиенток. Родственники о проблемах особо не знали — на первый взгляд семья выглядела благополучно. Итог ужасающий: сначала 10 вызовов полиции, а потом падение из окна. Уголовное дело до сих пор не завели, хотя прошло уже больше трех месяцев. У женщины были серьезные травмы: сломан нос, ребра, синяки, а на стенах квартиры остались следы крови. Обычно в пример приводят фразу „когда убьют, тогда и приходите“, но оказывается, что даже наличие трупа ничего не гарантирует», — высказала мнение директор АНО «Центр социальной, правой и психологической помощи „Ресурс“» Мария Сагитова.
Часто жертвы абьюза опасаются общественного осуждения, более того — начинают винить в происходящем себя.
«Когда я столкнулась с этой проблемой, совершенно не понимала, что делать и куда обращаться за помощью. Моментами начинает казаться, что ты сама во всем виновата: неправильно себя ведешь, плохо следишь за домом и т. д. Поэтому ты продолжаешь находиться в таких отношениях, а не разрываешь связь с человеком-тираном. Мне помогли консультации с психологом, на которых мы проработали проблему, и я поняла, что оправдывать или терпеть побои ни в коем случае нельзя. До похода к психологу я замазывала синяки, никому не говорила о проблемах в семье, а после нашла в себе силы поделиться всем с близкими. Сейчас мы в разводе, я очень рада, что кошмар, который продолжался в моей жизни год, наконец-то закончился — и я могу спокойно жить», — рассказала жертва домашнего насилия Анна.
Арина Кулешова