Массовые протесты, которые вновь начались в Армении, на этот раз могут стать куда более серьезным вызовом для главы правительства этой страны Никола Пашиняна, отставки которого добиваются демонстранты. Нынешнему армянскому премьеру удалось удержаться у власти после поражения во Второй Карабахского войне 2020 года и де-факто капитуляции перед Азербайджаном, которую многие связывали с ним лично. Однако теперь позиции Пашиняна могут оказаться гораздо хуже. Он восстановил против себя не только оппозицию внутри страны, которая внезапно выдвинула нового лидера из числа церковных иерархов, но и, похоже, всерьез разозлил Москву дерзким внешнеполитическим демаршем.
В понедельник с раннего утра в Армении начались акции гражданского неповиновения, в ходе которых протестующим, требующим, чтобы Пашинян покинул свой пост, удалось перекрыть ряд улиц в Ереване и межгосударственную трассу в Иран. Армянская полиция начала задержания — всего, по данным агентства ТАСС, за решеткой оказались как минимум 137 человек.
Накануне вечером протестующие осадили госдачу, где, как они полагали, находился премьер. Однако представитель правительства заявил, что Пашинян покинул столицу, выехав в зону наводнения на севере Армении. После этого участники акции протеста направились к зданию парламента в центре столицы.
И на этот раз у оппозиционного движения появился четко обозначенный лидер — им стал глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян. Он сразу же призвал премьер-министра подать в отставку и заявил, что готов встретится с Пашиняном для переговоров о том, как провести смену власти «мирно и без потрясений».
Что важно, этот 53-летний иерарх явно не принадлежит к лагерю предшественников Пашиняна (Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна), то есть власти, свергнутой нынешним премьером в ходе «бархатной революции» в мае 2018 года. А это значит, что у Галстаняна есть хорошие шансы объединить всех людей, недовольных Пашиняном, включая тех, кто ранее воздерживался от протестов, не желая, чтобы свержение премьера привело к возвращению прежних порядков.
Кроме того, решение архиепископа заняться активной политической деятельностью в случае Армении, являющейся довольно религиозной страной, может стать для Галстаняна только плюсом. Здесь можно провести историческую параллель, вспомнив про пример Кипра, первым президентом которого с 1960 по 1974 год был предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Макарий III.
Акции протеста, начались в Армении после начала непосредственной делимитации госграницы с Азербайджаном. Такое решение Ереван и Баку согласовали месяцем ранее. Этот процесс затрагивает ряд спорных участков, в том числе, как раз в Тавушской области на северо-востоке Армении. Местное патриотическое движение «Тавуш во имя родины», выдвинувшее в лидеры протеста архиепископа Галстаняна, резко протестует против делимитации, утверждая, что Пашинян совершил предательство, пойдя на одностороннюю сдачу земель Азербайджану.
Напомним, что в прошлом месяце правительство Пашиняна согласилась обозначить всю азербайджано-армянскую границу на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, что для армян означает необходимость уйти из нескольких приграничных азербайджанских сел, которые они контролировали с начала 1990-х годов. Это подавалось как важный шаг на пути к предотвращению возможности начала новых военных действий между двумя соседями и достижению долгожданного мирного соглашения.
В итоге 24 мая пограничная служба Азербайджана взяла под контроль четыре села в Газахском районе на границе с Арменией. Про данным агентства Reuters, размер территории, полученной азербайджанской стороной, составил 6,5 квадратных километра.
Пашинян в цветистом обращении к народу поздно вечером в пятницу подробно описал, как армяне долгое время искали родину в пределах определенного географического региона и как, по его представлению, этот процесс должен завершиться в рамках выдвинутой им стратегии «Настоящей Армении».
Отметив, что «процесс демаркации границы вполне понятно стал самой обсуждаемой темой последних месяцев», Пашинян заявил, что армянский народ «оказался в ситуации, когда мы не уверены, на какой территории мы хотим построить государство, в каком положении мы хотим его построить и в каком размере».
«Наша политическая команда и я живем этой миссией, и мы положили на стол формулу, которая будет гарантировать 29743 квадратных километра международно признанной законной территории Республики Армения и границ, которые окружают эту территорию», — резюмировал премьер. Однако, судя по начавшимся затем уличным акциям, заметная часть армянского общества на этот раз не восприняла риторику профессионального журналиста Пашиняна.
На прошлой неделе армянский премьер выступил с громким заявлением, обвинив две страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в прямой помощи Азербайджану во время боевых действий в Карабахе в 2020 году. При этом он дал понять, что в конечном счете эти страны ставят своей целью не территориальные приобретения Баку, а «несуществование Республики Армения».
Учитывая, что в ОДКБ, помимо Армении участвуют еще всего пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия, намек получится более чем прозрачным. Именно так это и восприняли в Москве — официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в минувший четверг призвала Пашиняна прямо назвать, к каким именно странам ОДКБ у него есть претензии, подчеркнув, что Россия сделала все возможное, чтобы Армения «не чувствовала себя брошенной и забытой».
На следующий день посол РФ в Армении Сергей Копыркин был отозван в Москву для консультаций, после чего стало понятно, что отношения между двумя странами, становившиеся все более прохладными в последнее время, грозит сковать настоящий мороз.
Как уже отмечал «РосБалт», Армения завершает разворот своей политики от Москвы в сторону Запада. В Ереване сделали ряд демонстративных шагов в этом направлении — от совместных военных учений с США и закупки оружия у Франции до направления помощи Киеву.
Здесь стоит напомнить ту роль, которую ОДКБ сыграла в стабилизации ситуации в Казахстане в январе 2022 года, когда протесты в Алматы перешли в массовые беспорядки, поджоги правительственных зданий и мародерство. В связи с этим не может не возникнуть вопрос, на чью помощь будет рассчитывать Пашинян, если уличные акции в Армении наберут такую же силу?
Михаил Макаров