Posted 27 мая, 06:41
Published 27 мая, 06:41
Modified 27 мая, 06:43
Updated 27 мая, 06:43
Компании, которым хватает выручки только на покрытие издержек производства и уплату долгов, называются зомби-компаниями. Этот термин пришел к нам из Японии в 90-е, во время экономического спада. Единственное, на что таким компаниям хватало денег, — обслуживание долга и оплата себестоимости производства.
К компаниям-зомби относят публичные организации, чьи акции котируются на бирже 10 лет и более. Они платят по долгам больше, чем остается прибыли до уплаты налогов.
В 2024 году зомби-компаниями усеяны почти все страны мира. И чем ниже процентные ставки, тем более зомбифицирована экономика. Такие компании есть в ЕС, Великобритании, США. В России они тоже есть, но их меньше. Взять кредит в банке даже крупному бизнесу — морока. И не факт, что его дадут. Когда на Западе ключевые ставки были околонулевые, в нашей стране за последние 10 лет они поднимались до 17-20%.
Самый низкий показатель ключевой ставки — 6 месяцев с 2020 по 2021 год на уровне 4,25%. Для нас это было время относительно дешевых денег, а для США, ЕС и Британии — ставка, при которой бизнес не смог бы развиваться.
Под конец эпохи низких ставок в США примерно 900 компаний подходит под определение «зомби». Хорошим примером послужат крупные бренды, такие как Uber, Boeing, Workday. Всего в этих 900 компаниях работают около 1,5 млн сотрудников, а их общая капитализация составляет больше $1,5 трлн.
Сейчас развивать бизнес по сценарию «занимаем больше денег» невозможно. Обслуживать долг дорого, а продажи товаров, работ и услуг в условиях кризиса будут только падать.
Если занимать не получается, наступает время экономии. На этом этапе большое количество людей могут быть уволены. Например, в IT-индустрии, где много зомби-компаний, под конец 2022–2024 годах уволено 10-50% общего штата сотрудников. Уходят не только рядовые сотрудники, но и ключевой менеджмент.
Такое положение дел выстраивает картину типичного захода экономики США, ЕС и Британии в кризис, когда из-за роста ставок бизнес проводит меньше продаж, а население меньше покупает. Из-за этого падает ВВП и растет безработица.
Долговой кризис несет огромные риски не только для стран, но и для компаний.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»