Центробанк обязал игроков рынка с 1 июля применять макропруденциальные надбавки по автокредитам, выдаваемым заемщикам со средней и высокой долговой нагрузкой. Как может измениться ситуация с выдачей ссуд на приобретение машин, выяснял «РосБалт».
По данным Объединенного кредитного бюро, в 2023 году общий объем выданных россиянам автокредитов приблизился к 1 трлн рублей. Более 607 тыс. человек решили купить машину с использованием заемных средств. Средний размер кредита составил 1,46 млн руб.
Чаще всего деньги на покупку автомобилей у банков занимали жители Москвы (5 тыс. займов общим объемом в 10,06 млрд руб.), Подмосковья (4,5 тыс. на 8,24 млрд руб.) и Петербурга (3,16 тыс. на 5,71 млрд руб.). При этом наибольший рост числа желающих взять автомобильный кредит зафиксирован в Самарской и Белгородской областях, а средний чек кредита сильнее всего увеличился в Воронежской области (+39%) и в Москве (+14%).
В 2024 году спрос на автокредитование продолжает расти. Про итогам первого квартала (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), отмечают аналитики Сравни.ру, он составил 35%. И, похоже, тенденция только усиливается.
«Преодолев последствия пандемии, дефицита микросхем и ухода иностранных брендов, автокредитование в этом году взяло на себя роль самой динамичной отрасли розничного бизнеса. По итогам четырех месяцев на фоне сокращения спроса на ипотеку и кредиты наличными их продажи вдвое превысили прошлогодние результаты, — поясняет заместитель президента-председателя правления ВТБ Георгий Горшков.
Ситуация стала предметом анализа Центробанка. Выяснилось, что на 1 марта 2024 года задолженность россиян по автокредитам составила 1,82 трлн руб. В сообщении финрегулятора было подчеркнуто, что банки излишне лояльны к получателям займов на приобретение машин. Темпы автокредитования росли, но увеличивалась и задолженность по кредитам — на 53% в сравнении с прошлым годом. При этом в первом квартале 61% займов (в 2023 году этот показатель составлял 50%, в 2022-м — 44%) был выдан гражданам с показателем долговой нагрузки более 50%. То есть — тем, кто тратит на погашение уже имеющихся займов более половины своего дохода.
«По данным Росстата, с февраля 2022-го по февраль 2024-го цены на российские новые автомобили выросли в среднем на 51%, на новые иномарки — на 70%, на подержанные — на 56%. Очевидно, что рост доходов не был соразмерным, и число граждан, готовых из свободных средств купить в салоне российскую машину более, чем за 1,1 млн в базе или иномарку за 2,3 млн, уменьшилось. Отсюда и увеличение спроса на кредиты», — пояснил «РосБалту» эксперт автомобильной отрасли Вадим Красиков.
Выход Банк России увидел во введении надбавок к коэффициентам риска по автокредитам (макропруденциальные надбавки). На брифинге 26 апреля глава финрегулятора Эльвира Набиуллина отметила, что принятые меры направлены не на то, чтобы уменьшить число кредитов, а на повышение «качества» заемщиков и уменьшение числа рискованных ссуд в портфелях кредитных учреждений.
«Это влияние на то, чтобы рост кредитов не шел за счет опасного снижения стандартов кредитования и увеличения риска закредитованности граждан. Если через автокредиты люди с уже большими долгами будут нагружаться еще дополнительно, это просто становится социальной проблемой в том числе», — пояснила Набиуллина.
Введение макропруденциальных надбавок обязывает банк при выдаче рискованных кредитов создать дополнительный капитал. Чем выше риск — тем выше надбавки, а значит — и запас капитала, требующийся для одобрения кредитов.
Очевидно, что теперь банкам придется оценить собственную выгоду. Как считают эксперты, ситуация может развиваться по двум направлениям: сохранения выдачи рискованных займов с одновременным повышением нагрузки на капитал, а также ставок для данной категории заемщиков — или отказа от кредитования граждан с высокой предельной долговой нагрузкой.
Решение Центробанка является вполне логичным, полагает управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт PA» Юрий Беликов. «Странно выглядела ситуация, когда потребительское и ипотечное кредитование стали ограничивать, а автокредитованию позволили расти без каких-либо ограничений. Вероятно, противоречие замечено», — поясняет эксперт.
При этом вводимые регулятором надбавки он считает «весьма лояльными», поскольку пока они касаются только кредитов для заемщиков с высокой предельной долговой нагрузкой и не увязаны с суммой первоначального взноса.
«Не думаю, что такие надбавки массово демотивируют банки выдавать новые автокредиты закредитованным заемщикам. У банков есть ликвидность, которую нужно доходно размещать. Все сегменты кредитования физических лиц теперь имеют те или иные регуляторные ограничения. Значит, в таких условиях банки будут ставить в приоритет выдачи в тех сегментах, где эти ограничения самые терпимые и менее значимые для капитала. При текущем распределении надбавок таким сегментом останется автокредитование», — высказывает мнение Беликов.
Впрочем, полностью эту точку зрения разделяют не все эксперты. Учитывая, что введение надбавок обусловит некоторое снижение маржинальности, ряд банков может принять решение перенаправить свой капитал на иные, более эффективные для своего бизнеса продукты, указывает финансовый консультант Илья Демщиков.
«Однако полагаю, что основные игроки рынка все же предпочтут максимально сохранить имеющийся уровень автокредитования. В частности, в последние годы мы наблюдаем увеличения сроков, на которые выдаются ссуды на приобретение автомобилей, и наиболее вероятным решением видится их дальнейшее удлинение. Это позволит сделать более комфортным ежемесячный платеж для клиента, а также снизить долговую нагрузку заемщика», — отмечает Демщиков.
Елена Дудина