Не зря президент РФ заявляет про льготы инвесторам из Поднебесной, которые настроены на локализацию производств в России, приводя в пример Калужскую область с проектами автомобилестроения. При этом глава «Ростеха» Чемезов и вовсе призывает ввести ограничения на поставки китайских машин на российский рынок, заменяя такую практику созданием СП с дружественными странами.
Между тем проекты организации собственной сборки китайских автомобилей вместо их невыгодного экспортирования имеют в России давнюю историю. Одним из инициаторов этого процесса был бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев, который еще в первой половине прошлого десятилетия привел в возглавляемый им регион китайскую компанию Great Wall Motor, вложившую в строительство автосборочного завода Haval Motor Manufacturing Rus (HMMR) $520 млн. Так у страны появился свой китайский Haval с тульским прищуром.
В ту давнюю пору, когда в России еще охотно работали не напуганные геополитикой западные компании, китайских промышленников было не в пример легче заманить в РФ совместными проектами, потому что бизнес из КНР стимулировался высокой конкуренцией. Сейчас же мир стал другим, и вместе с ним изменились и китайские партнеры, которые предпочитают зарабатывать на российском рынке, по возможности избегая инвестиций в местные производства. Такой тренд совсем не на руку интересам РФ, а потому подлежит перелому.
Но одних политических договоренностей по такому вопросу уже недостаточно — требуется еще и пробудить искренний интерес восточных инвесторов, создав соответствующий климат. Конечно, за льготами для бизнесменов из Китая Россия не постоит, но еще неизвестно, какие дополнительные условия в сложившейся ситуации могут обозначить партнеры.
Telegram-канал «Мастер пера»