Posted 16 мая, 05:21
Published 16 мая, 05:21
Modified 16 мая, 09:35
Updated 16 мая, 09:35
Да, экономическое сотрудничество между странами нынче растет, спору нет. Товарооборот в 2023 году достиг рекордных $240 млрд. И самое главное, торговля сбалансирована: экспорт из Китая в Россию составил $110 млрд, российский экспорт в Китай — $129 млрд. Китай получает сырье, а Россия взамен — машины, станки и продукцию двойного назначения.
Но когда речь заходит о китайских инвестициях в Россию, картина выглядит разочаровывающей. Самые свежие данные, предоставленные ЦБ (на начало 2022 года), показывают, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая в Россию составили скромные $3,3 млрд, вместе с Гонконгом — $5,7 млрд. Инвестиции в основном направлялись в крупные проекты («Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2») или в производство, переработку и транспортировку древесины (особенно в Амурской области и Хабаровском крае).
Здесь следует добавить, что данные о ПИИ сильно искажены всевозможными офшорными темами и к ним следует относиться с осторожностью. Великобритания, Нидерланды, Ирландия — это во многом внутрихолдинговые трансферты с использованием льготных режимов налогообложения. И есть вероятность, что китайские инвестиции чуток больше, чем рапортует статистика. Но факт остается фактом: Китай не может заменить инвестиции из Германии ($25,4 млрд) или Франции ($24 млрд). Даже финны ($7,5 млрд) инвестировали больше.
Пришли ли крупные китайские инвестиции в Россию за последние два года? Нет. Планов по локализации производства китайских автомобилей в России нет, проект «Сила Сибири-2» все еще витает в воздухе, совместных высокотехнологичных проектов также нет (разговоры есть, но не более того). К тому же Китай где-то дает заднюю — например, он вышел из совместного с Россией проекта по созданию пассажирского самолета- CR929.
Не вижу никаких веских причин, по которым эта тенденция должна измениться.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»