Posted 16 мая, 09:33

Published 16 мая, 09:33

Modified 16 мая, 09:35

Updated 16 мая, 09:35

Илья Гращенков: Что мешает россиянам ездить по родной стране

16 мая 2024, 09:33
Регионам нужна туристическая стратегия.

Развитие внутреннего туризма продолжает оставаться одной из важнейших задач региональных властей. Стоит признать, что еще несколько лет назад ставку на это делали лишь отдельные субъекты — либо столичные, либо с исторически сформировавшимся бэкграундом. Пандемия коронавирусной инфекции и последовавшие ограничения, а затем старт СВО и введение различных санкционных барьеров заставили в стихийном режиме перестраивать экономику туризма.

Внутренний туристический поток в России в 2023 году стал рекордным и составил более 75 млн человек. По данным Российского союза туриндустрии, этот показатель годом ранее равнялся 68,5 млн человек (в 2021 году — 62 млн человек, как и в доковидном 2019-м). Рынок показал рекордно высокие цифры. Для сравнения: в 2013 году он был равен всего 32 млн человек, согласно информации существовавшего на тот момент Федерального агентства по туризму.

Вместе с тем приходит осознание того, что регионами востребован вполне определенный туристический концепт — чтобы развитие отрасли шло не потому, что «отдыхать-то больше негде». Однако здесь субъекты практически сразу натыкаются на главную проблему: в актуальных экономических условиях бизнес не готов к серьезным инвестициям в отрасль.

За примерами далеко ходить не надо: по имеющимся оценкам участников туриндустрии, сегодня в стране критически не хватает четырех-пятизвездочных отелей — в идеале надо построить около тысячи таких объектов. Есть регионы, в которых до сих пор нет ни одной гостиницы такого уровня. Однако строительство отеля категории пять звезд — это огромные вложения со сроком окупаемости в 15-20 лет. Вопрос на засыпку: многие ли сегодня в России готовы к таким рискам?

Во многом именно поэтому предприниматели предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления: в регионах в большом количестве возникают кемпинги и глэмпинги, однако целостной модели развития туризма, как, например, в Турции, на периферии мы не наблюдаем. Отдельные паззлы никак не собираются в единую мозаику.

Коллеги справедливо замечают, что внятной федеральной стратегии развития внутреннего туризма по-прежнему нет. У самой отрасли есть понимание, но нет рычагов воздействия. Так, в рамках административного противостояния было разгромлено профильное ведомство. Некоторые вполне жизнеспособные инициативы почему-то были загублены — например, отказались от хорошего решения с государственным туристическим кэшбеком. Также приходится констатировать, что тема с лоукостерами фактически провалилась: бюджетных перелетов по стране больше не существует.

Мы видим, что регионы по-разному — в силу своего понимания и возможностей — пытаются оседлать туристическую отрасль. Однако есть ощущение, что заложенный в туриндустрию потенциал используется неэффективно, а нынешний интерес к поездкам по родной стране рискует оказаться ситуативным, во многом зависящим от текущей политической конъюнктуры.

Илья Гращенков, политолог