Posted 13 мая, 05:19
Published 13 мая, 05:19
Modified 13 мая, 05:21
Updated 13 мая, 05:21
1. Перемены в составе кабинета министров оказались существенно меньшими, чем следовало из многочисленных утечек. Одно дело — «вбросы», зондажи в условиях, когда надежных инсайдов не было ни у кого. И другое — реальная профессиональная работа правительства, позволившая не только удержать экономику от развала в условиях локдаунов и санкций, но и обеспечить экономический рост, существенно превышающий прогнозы экспертов. Преемственность состава правительства — следствие успехов его деятельности в различных сферах.
2. Результаты работы правительства в цифрах (за 2023 год). Рост ВВП — 3,6%, рост инвестиций — 9,8%, рост доходов федерального бюджета — 4,7%, причем ненефтегазовые доходы выросли на четверть. Уровень безработицы минимален — около 3%. Общественные оценки деятельности кабинета министров (по ВЦИОМу, май 2024 года): одобрение деятельности правительства — 53%, доверие Михаилу Мишустину — 61%. Цифры говорят сами за себя.
3. Приоритетом для правительства является развитие промышленности (а это и ВПК, и гражданские отрасли) — теперь первым вице-премьером становится куратор промышленной сферы, а не макроэкономики. Результаты политики правительства в этой сфере уже есть — так, в 2023 году объем рынка энергетического машиностроения вырос более чем на треть, объем производства в авиастроении — почти на 20%, в станкостроении — более чем на 60%. Но в кабинете сохранился в прежнем составе и макроэкономический блок, что свидетельствует о высокой оценке его работы по сохранению стабильности в этой области.
4. Если внимательно проанализировать претензии к отдельным членам правительства, которые выдвигались в публичном пространстве (в значительной степени в интернете), то становится видно, что речь шла даже не о консервативном, а о реакционном запросе. Запустить печатный станок, вводить все новые и новые запреты, вернуться в образовании к советским экзаменам (разумеется, с упразднением ЕГЭ) и учебникам 50-х годов, а в кинематографе — к советским же фильмам, причем без шестидесятнических изысков. Никаких серьезных современных альтернатив не предлагается — так что и кадровые замены не последовали.
5. Из четырех губернаторов, приходящих в правительство, трое не только руководили регионами, но ранее имели прямое отношение к своим новым ведомствам — Антон Алиханов и Роман Старовойт в них непосредственно работали, а Михаил Дегтярев возглавлял профильный комитет в Думе. Так что они вернулись на федеральный уровень с повышением — возможность такого развития событий была заложена изначально, когда их только направляли из центра в регионы. Сергей Цивилев, в свою очередь — глава ключевого «угольного» субъекта Федерации, что важно для руководителя Минэнерго.
6. Вся предыдущая деятельность первого правительства Михаила Мишустина была основана на реалистичности обязательств и строгом контроле за их исполнением. Есть все основания полагать, что и второе правительство будет действовать таким же образом.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co