Posted 8 мая, 16:23
Published 8 мая, 16:23
Modified 8 мая, 16:23
Updated 8 мая, 16:23
За четыре месяца, по данным агентства «Автостат», в России было продано чуть более 467,7 новых легковых автомобилей. Это на 89,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако хоть апрельские цифры продаж и на 81,2% выше, чем в апреле 2023-го, но ниже показателей нынешнего марта на 6,5%. «РосБалт» разбирался с продажами и ценами.
В сравнении с 2023 годом российский авторынок претерпел некоторые изменения. Несмотря на то, что лидерство на нем сохраняет отечественный бренд Lada, китайские производители наращивают свои позиции. Так, если по итогам четырех первых месяцев 2023-го продукция «АвтоВАЗа» занимала 35,93% рынка, то в 2024-м — 28,46%. При этом число проданных российских автомобилей выросло — 133,1 тыс. машин против 88,7 тыс. в прошлом году.
Впрочем, в апреле Lada вновь показала возможность изменения тренда, продемонстрировав рост продаж, которые составили 42,2 тыс. автомобилей. Среди «иностранцев» лидируют Haval (14,5 тыс.), Chery (12, 8 тыс.), Geely (11,4 тыс.).
При этом самыми продаваемыми моделями в начале второго квартала стали Lada Granta (19, 4 тыс. реализованных авто), Lаda Vesta (13,2 тыс.), Haval Jolion (6,1 тыс.), Lada Niva Travel (5 тыс.) и Lada Niva Legend (4,5 тыс.).
«Апрельский спад продаж по отношению к марту было ожидаемым. Свой вклад в этот процесс внесло и вступление в действие с 1 апреля новых таможенных правила. Ввоз автомобилей в РФ для физических лиц теперь возможен или напрямую (с уплатой всех акцизов и налогов), или через страны Таможенного союза — с доначислением платежей в счет утилизационного сбора. Это коснулось и машин без пробега, и тех автомобилей, которые часто проходят по категории „новые“ — бывших в эксплуатации до трех лет», — пояснил «РосБалту» эксперт автомобильной отрасли Вадим Красиков.
По его словам, изменения в законодательстве также сказались и на ценах.
«Безусловно, продавцы стремились в марте завезти в страну побольше автомобилей по параллельному импорту — в расчете на рост числа людей, торопящихся приобрести авто до начала апреля. И цены, кстати, подняли — опять же, спрогнозировав повышение покупательской активности. Несмотря на это, ввезенные по альтернативным каналам модели оказались привлекательнее своих близких по стоимости официальных конкурентов», — отмечает Красиков.
В ближайшие месяцы запас «альтернативных» машин у продавцов закончится — и спрос качнется в сторону официальных предложений. Впрочем, надеяться на снижение цен не стоит, полагают эксперты отрасли. Подорожание ввозимых по параллельному импорту иномарок может составить, по разным оценкам, от 10 до 20%. Однако официально поставляемые, а также производимые в России автомобили тоже будут бить по кошельку все больнее. И это уже заметно по ценникам в салонах.
Так, выросла стоимость всей модельной линейки, производимой УАЗом: «Патриот» и «Пикап» прибавили к цене по 50 тыс. рублей, а малотоннажные грузовики семейства «Профи» — 60 тыс. руб.
Свежий «Москвич 3» продается в дилерских центрах на 65 тыс. руб. дороже, чем прошлогодняя версия — купить его можно за 1,655 млн, «Москвич 6» прибавил к цене 64 тыс. рублей — и стартует в салонах от 2,2 млн руб.
В семействе Lada Vesta цены вырастут на модели Sportline в кузове седан (на 17 тыс. рублей) и универсал (на 12 тыс. рублей).
Внедорожники Niva Legend прибавят в районе 50 тыс. рублей во всех комплектациях. Niva Travel в базовой версии подорожает на ту же сумму, а в топовой — на 64 тыс. рублей.
Цены на автомобили Solaris, собираемые из оставшихся на бывшем заводе Hyundai машинокомплектов, официально не менялись. Но, как свидетельствуют данные опроса Autonews, их стоимость у дилеров может отличаться от рекомендованной производителем на сотни тысяч рублей.
Так, в одном из московских салонов за Solaris HS (Hyundai Solaris) в базовой комплектации Active Plus просят 1,15 млн рублей — на 131 тыс. рублей больше рекомендованной цены. Solaris HS в комплектации Comfort с 1,6-литровым мотором выставлен за 2,025 млн рублей (+ 325 тыс. рублей).
Другой продавец предлагает Solaris НС (Hyundai Creta) в топовой версии Lifestyle с механической коробкой передач за 2,816 млн рублей (+176 тыс. рублей), а Solaris НС с «автоматом» — за 2,7 млн рублей (+201 тыс. рублей).
Еще один пример: Solaris KRX (Kia Rio X-Line) в комплектации Prestige оценивается в 2,315 млн рублей (+80 тыс. рублей).
Несмотря на негуманный ценник, свободных машин в салонах нет — они разлетаются как горячие пирожки.
Между тем, как следует из аналитики сервиса «Авто.ру Оценка», в апреле средняя стоимость нового автомобиля в России выросла на 2,5%, до 3,63 млн руб. Однако в разных регионах она существенно отличается. Например, в Тульской области за авто без пробега в среднем придется выложить 2 мл рублей, в Петербурге — 3,2 млн рублей, а в Москве и ближайшем Подмосковье — аж 4,7 млн руб. (+5,4%).
«Примечательно, что и май, и летние месяцы традиционно не относятся к периодам высоких продаж. Восстановление спроса обычно происходит к осени. И представляется, что именно сейчас неплохое время для покупки: пока еще действуют дилерские скидки, — высказывает мнение Вадим Красиков. — В дальнейшем, особенно с учетом разговоров о необходимости повышения утильсбора для продукции китайского автопрома с целью усиления поддержки отечественного производителя, можно ожидать увеличения стоимости автомобилей».
Елена Дудина