Posted 3 мая, 13:53
Published 3 мая, 13:53
Modified 3 мая, 13:55
Updated 3 мая, 13:55
Эклектичность российской политики памяти принято высмеивать: у вас здесь, мол, заимствованные из сталинианы «вражеские трофеи» на фоне Москвы-Сити с криптобиржами и эскортницами. Того гляди по улицам погонят украинских пленных, мимо которых на прокатных электросамокатах будут мчаться подростки с цветными волосами и электронными сигаретами со вкусом дыни («РосБалт» напоминает, что курение вредит здоровью, а продажа сигарет и вэйпов несовершеннолетним в России запрещена).
Все верно: для кого-то горелые танки — это настоящий символ священной, последней войны с Западом, для кого-то — кургузая попытка вернуть даже не свинцовую серьезность сталинского времени, а скорее лакированное андроповское представление о ней. Для кого-то, конечно, просто развлечение.
Все эти представления верны одновременно, и слава богу: мы живем в постидеологическую эпоху, когда общество в массе своей нельзя заставить во что-то поверить всерьез и надолго. Можно вынудить принять мейнстрим, заставить говорить фразами из государственного телевизора или оппозиционного «Ютуба», но всерьез поверить — нет.
Это верно по обе стороны противостояния: Макрон, рядящийся то в Наполеона, то в де Голля, мало чем отличается от Джонсона, представляющего себя новым Черчиллем, или от Медведева в военном френче, буквально зачитывающего сталинские распоряжения.
Тучи рассеются, орудия смолкнут, кители и мундиры отправятся по шкафам — и представитель какого-нибудь Renault или Siemens, выбирающий банк-корреспондент для обработок платежей в рублях, будет чрезвычайно оскорблен даже напоминанием о «невероятной угрозе с востока».
Свидетель последней войны с Западом, в свою очередь, запишется на выдачу многоразового Шенгена, а тбилисский любитель порассуждать о генетическом рабстве россиян вернется в уютную бабушкину двушку в Алтуфьеве.
Алексей Наумов, журналист-международник, политолог, автор Telegram-канала «Внешпол»