Posted 30 апреля, 20:39
Published 30 апреля, 20:39
Modified 30 апреля, 20:41
Updated 30 апреля, 20:41
На днях депутат парламента Якутии от «Единой России» Владимир Поскачин на заседании сокрушался, что нельзя курить в помещениях — например, в кафе — поэтому приходится выходить на улицу, где можно простыть. Он отметил, что выпивать в кафе можно, а курить нет, хотя никто вред от этого не доказал.
Если с последним тезисом депутата можно поспорить, тем более что курить действительно вредно, то насчет невозможности курить в кафе возмущается не только он.
Например, в Санкт-Петербурге антитабачные законы начали работать в 2018 году. Их нарушителям стали грозить довольно ощутимые штрафы. Тогда это вызвало волну возмущения у известных жителей города. Например, магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь отмечал, что «курильщик имеет право делать со своим здоровьем все, что он хочет», но при этом не мешать другим. Его идеей стала организация специально оборудованных мест для курения в офисах, аэропортах и вокзалах.
В свою очередь актер Михаил Боярский считает борьбу с курением бизнесом. Тем более что, по его мнению, курение все равно никто не победит.
И жизнь в целом подтверждает правоту и Друзя, и Боярского. Например, запрещено курить на платформах поездов. Поэтому оттуда убрали урны, зато посмотрите, сколько бычков валяется прямо на рельсах. Курят все — пассажиры, проводники, начальники поездов, сотрудники полиции. Еще недавно возникала тема возвращения курилок в аэропорты, тем более что вместо них стали использовать туалеты, куда ходят как раз те, кого от табачного дыма государство хочет оградить. Но пока воз и ныне там. К тому же в аэропорту нельзя купить сигареты, зато можно попробовать системы нагревания табака.
Кстати, сейчас депутаты Госдумы взялись за эти системы, а также вейпы, которые любит молодежь. Однако вице-спикер Петр Толстой уже признал, что полностью их запретить невозможно. Соответственно, часто путешествующие уже имеют системы нагревания табака, ибо они пахнут меньше сигарет, а значит, их можно курить в туалете аэропорта или гостиничном номере.
Интересно как раз то, что вот эта борьба с курением стала приоритетом в работе Всемирной организации здравоохранения под влиянием западных стран. И вообще это стало таким маркером западных ценностей. Например, в Армении раньше можно было курить в гостинице и ресторане, а буквально за пару лет до активных переговоров премьера Никола Пашиняна с ЕС и НАТО вступили в силу похожие на российские ограничения. В то же время в странах Азии порядки в части курения более либеральные.
Но и Европа тут вовсе неоднородна. Например, в этом году в Британии был принят закон, который со временем сделает продажу табачных изделий в Соединенном Королевстве полностью незаконной. Документ предполагает, что в стране ежегодного будут на год повышать возраст тех, кому можно потреблять табачные изделия, который сейчас составляет 18 лет. Таким образом, дети и подростки, родившиеся после 1 января 2009 года, навсегда потеряют возможность законно купить на территории королевства сигареты, трубочный табак или снюс (некурительный бездымный табак с никотином, запрещен в России с 2016 года).
Хотя британский запрет и ориентирован на долгосрочную перспективу, он является одним из самых строгих в мире. Примерно такой же закон провалился в Новой Зеландии. Некоторые называют данный закон одной из причин смены правительства в этой стране.
Правительство Британии во главе с Риши Сунаком тоже подвергли критике, причем, в самой Консервативной партии.
«Как может партия Уинстона Черчилля хотеть запрета на сигары?» — задал вопрос экс-премьер Борис Джонсон. Того же мнения придерживается и другой экс-премьер — Лиз Трасс.
Находящиеся в оппозиции лейбористы уже заявляют, что отменят закон, как только придут к власти на предстоящих выборах.
А вот в Германии порядки куда менее строгие, чем в России. Например, в стране есть специально оборудованные для курения места на вокзалах и в аэропортах. Курить даже можно в пабах и барах, где не подают горячую пищу. Некоторые ночные клубы также отстояли право на потребления табака в своих стенах. Но вот власти Баварии наиболее радикальны — они запретили курение даже на Октоберфесте.
Немцы делают акцент на повышении стоимости сигарет. Пачка стоит примерно семь евро. Однако находчивые бюргеры переходят на самокрутки, которые наносят больше вреда, чем обычные сигареты.
А вот в Китае, несмотря на запрет курения в отелях и поездах, разрешено дымить в специально отведенных местах, в том числе на территории кафе и ресторанов. Убеждают же местные власти расстаться с никотином путем выделения премий некурящим сотрудникам заводов и офисов.
С повышением же цен на табак китайцы борются путем контрабанды сигарет с территории РФ. Правда, после пандемии эти каналы стали существенно уже.
Что касается России, то, с одной стороны, от представителей патриотического крыла все активнее звучат предложения порвать с ВОЗ и с навязанными этой организацией ценностями и ориентирами. Часто представители российских консерваторов говорят, что ВОЗ была создана для того, чтобы насаждать политику коллективного Запада. В принципе, эти утверждения весьма сомнительны, тем более что мы на примере борьбы с курением видим, что в той же Германии подходы к реализации предложений ВОЗ существенно более мягкие, чем в России.
Более того, в питерском ЗакСе в прошлом году предлагали пойти как раз по пути Великобритании, то есть совсем запретить производство и продажу табака. Соответствующий закон разработал глава комиссии по социальной политике и здравоохранению Александр Ржаненков. Но все это было сделано исключительно для повышения собственной упоминаемости, потому что к запрету надо было подойти к 2088 году.
Поэтому в борьбе с курением важен в первую очередь принцип разумности. Например, нужно понимать, что если в аэропорту не будет курилки, то дымить будут в туалете, а сотрудника полиции к каждому унитазу поставить невозможно. На вокзалах же, где также нет курительных комнат, курить меньше не стали, зато стали больше мусорить.
И правы те же рестораторы, которые говорят, что курение на пороге заведения существенно больше влияет на соседей с верхних этажей, ибо табачный дым ветер несет им в окна. Куда лучше, если бы посетители могли курить в залах с хорошей вентиляцией.
Но никаких послаблений ждать не приходится. Сейчас никто не отменяет настоящий тренд на запретительство и ограничения в общественной жизни. Поэтому скорее можно ожидать усиления борьбы с потреблением табака. Например, борьба в вейпами может стать одной из важных проблем, которую будет поднимать «Единая Россия» на выборах в Мосгордуму. Наверное, нам в данном случае будут приводить в пример политику Великобритании, несмотря на ее недружественный статус.
Кирилл Шулика