Трудовые патенты гастарбайтеров аннулируются, проверки усиливаются, границы закрываются. Дошло до дипломатических демаршей, когда МИД Таджикистана выражает обеспокоенность, а представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова в ответ объясняет ситуацию повышенными мерами безопасности.
Конечно, в такой обстановке, как сейчас, бдительность и меры профилактического характера важны как никогда, особенно в канун судьбоносного для России праздничного мая.
Однако на фоне исчезающих мигрантов дворы в мегаполисах становятся бесхозными, а улицы — неподметенными. Даже подмосковные дачники, которые привыкли пользоваться услугами трудовых мигрантов, жалуются на то, что некому ремонтировать сараи, поправлять покосившиеся после зимы теплицы и вскапывать грядки.
Редкий по нынешним временам таксист-мигрант в Москве тоже сетует на трудности жизни и рассказывает, что пассажир пошел взыскательный и требующий не только комфорта в поездке, но и водителя определенной национальности.
Если дело так пойдет и дальше, то азиатская речь совсем исчезнет на стройплощадках, дорожных работах и прочих линиях трудового фронта.
Безусловно, отечественная экономика взяла хороший темп, и даже массовым исходом пришлых рабочих рук и ног ее уже не остановить. Как сказал бы герой балабановского фильма «Брат», теперь только русские люди будут работать.
Однако уже и на самом верху признано, что ощущается острая нехватка и своих рук, особенно умелых и квалифицированных. Поэтому государство, с одной стороны, наводит жесткий порядок в миграционном вопросе, а с другой — неустанно заявляет об открытости России, а также о том, что никакой ее изоляции быть не может.
Похоже, что сейчас наступил такой момент истины, при котором идет мучительный поиск балансов и золотой середины, позволяющих соблюсти весь спектр державных интересов. Но это только река начинается с голубого ручейка, а всякая перестройка начинается с расчистки пространства. Повестка не зря наполняется такими ключевыми вопросами, как донастройка налоговой системы, исправление отдельных ошибок приватизации, пересмотр отношений власти и бизнеса.
С вещами на выход в эти дни стоят не только трудовые мигранты, но даже и некоторые члены правительства, которым тоже предстоит переквалификация, а то и дальняя дорога, которую нагадала цыганка с картами. Как выразился бы Михаил Горбачев, перемены становятся все более необратимыми, и их дыхание уже ощущает в России и стар, и млад, вне зависимости от национальности и занимаемой должности.
Telegram-канал «Мастер пера» — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»