Мой самый близкий человек все чаще повторяет, что мы живем как будто внутри фильма «День выборов». Все, что сейчас вокруг нас происходит, там было показано больше 15 лет назад. «Дельфины, воевавшие на нашей стороне», «вот точно такая же мина, только больше и другая» — это уже не из кино, а из нашей жизни. И каждый день приносит новые цитаты.
Певец Александр Серов, услышав, как его в Витебске представляют на белорусском языке, чуть не начал все крушить на сцене, будучи уверенным, что это украинский. Ему что Ливия, что Боливия — где находится Витебск, он так и не разобрал.
А к вечеру того же дня подоспело увлекательное видео, как монашки все на том же «Славянском базаре» пошли бить барабанщиков: вы, дескать, мешаете нашему бизнесу, мы от монастыря тут торгуем! «Ну, 7500 за паноптикум с попом с балалайкой в ванне — я считаю, недорого» — еще одна запоминающаяся цитата из фильма.
Пять лет назад тренером питерского клуба стал Сергей Семак. Устав от постоянной ротации иноземцев с громкими именами, выгнав Роберто Манчини (обложка «Советского спорта» с бегущим по Дворцовой площади тренером в женском платье долго вирусилась в самых разных местах), «Зенит» сделал ставку на импортозамещение. Удачным этот выбор можно счесть только с одной точки зрения: большинство иноземцев сюда приезжали отдохнуть и подзаработать на пенсию (даже если потом возвращались в Европу и снова принимались работать), а вот Семак казался на тот момент весьма себе мотивированным.
Другое дело, что при такой астрономической разнице в составах, которая фактически переименовывает чемпионат России в шоу-программу «Зенит и другие», с задачей получить чемпионский титул справился бы, мне кажется, даже я. Строго говоря, у меня 15 лет назад уже были свои подходы к «Зениту». Не верите? Почитайте.
Имя тренера при таком подборе игроков уже абсолютно ничего не значит. Семак — технический персонал. В Европе (пока она для нас существовала) результаты стали как минимум не выше — и тут уже приходится признать отсутствие тренерской мысли. Новых идей предложено не было.
При этом рядом с фамилией Семак так часто прописывают словосочетание «безупречная репутация», что я начинаю в этом видеть уже какую-то ангажированность. Если человек не нуждается в том, чтобы о его репутации постоянно вспоминали, то никому и в голову не придет пинать его по этическим вопросам. Хотя пнуть есть за что.
Мне на ум первым делом приходит слово «предательство». Оно часто употреблялось, когда клуб предавал своих игроков (про предательство здравого смысла я даже и начинать не хочу). Семаку лично предавать тоже приходилось.
Все хорошо знают историю его любви. Рассказ про восьмерых детей Сергея Богдановича (включая усыновленных) давно прошелся по всем спортивным изданиям, публикующим что-то кроме отчетов о матчах и турнирных таблиц. Он представлен и трепетным отцом, и внимательным мужем, и просто заботливым семьянином…
Сейчас, наверное, это уже забылось, но лав-стори начиналась отнюдь не так оптимистично: Сергей в течение трех лет умудрялся «совмещать» жену и любовницу. Играя за «ПСЖ», он не разрешал супруге Светлане жить с ним — мол, квартирка небольшая, взял, чтобы удобнее к стадиону было ездить… Но когда жена там все же появлялась, обязательно обнаруживала следы других женщин. Закончилось все в тот момент, когда Светлане позвонила нынешняя супруга Семака Анна и сообщила, что ждет ребенка от Сергея. Сам он сказать об этом, видимо, не решился. Общий со Светланой сын Илья долго не мог простить отцу этого предательства.
Многие бизнес-истории Семака заканчивались неудачно. Хотя кто может точно сказать, неудачно для компаний, которыми он совладел, или же для него самого? Фирма по аренде лимузинов прогорела быстро, а потом долго судилась с ЦСКА — клубу не нравилось, что компания занимает его помещения и не платит, Семак же считал себя своим, а со своих денег не берут. Потом была странная история с банком, затем бизнес по производству риса в Краснодарском крае…
Если же отмотать назад и вспоминать прошлое Семака в качестве игрока, то и здесь очень многое не выглядит однозначным.
Вспоминаю первую красную карточку Семака — полученную в игре ЦСКА против «Торпедо-ЗИЛ» в 2002 году. Сергея зацепили — он в ответ боднул. Не сказать, что по-зидановски, потому как до легендарной стычки Зидана с Матерацци было еще четыре года. Арбитр Юрий Баскаков долго совещался с резервным — и показал красные обоим игрокам. Семака попытались обелить в прессе: дескать, Валерий Газзаев отругал меня, что я не упал сразу после первого удара соперника, но я такого позволить себе не могу…
Жизнь научила Семака картинным падениям, и теперь его многочисленные подопечные позволяют себе такое при первой же возможности. Любое касание, любое движение — и перед глазами блистательный удар оземь или тот самый Мариинский театр, про который по итогам Суперкубка так красочно рассказывал тренер фигуристов, петербуржец Алексей Мишин.
Семак — гибкий. А о Семаке-тренере, наверное, лучше всего говорит его фраза, которую он пару лет назад озвучил по поводу продления своего контракта: «Опция автоматического продления контракта на год активирована мной». Всем понятно? Не на год со мной продлили контракт, а я активировал опцию. То-то, идите, опции свои в тепле держите.
Сергей Семак — все больше политик и общественный деятель, а не тренер. То он в предвыборном штабе, то принимает награды родины (справа — спикер питерского ЗакСа Александр Бельский).
В пресс-релизе о событии чудесно ровно все: «Сергей Богданович узнал о присуждении награды еще в декабре, но получить из-за сложного графика матчей смог только сейчас».
Нам приятно, что награды всегда находят своих героев — и два тезиса попутно:
1. Ну хорошо, конечно, что успели вручить, пока «Зенит» еще в статусе чемпиона — мало ли как оно дальше сложится.
2. А какие напряженные матчи у питерских были с декабря? Понимаем, что речь про Лигу чемпионов наверняка…
И все чаще Сергей Семак ведет себя… какие бы слова тут подобрать, чтоб избежать эпитета «склочно»? Вечно у него все как-то неправильно проявляют себя по отношению к «Зениту». Ну, к чему бы еще придраться в игре с «Краснодаром»? Слишком уж на высокие места посадили жен футболистов, видите ли. Урезали квоту для питерских болельщиков, какой ужас! А то, что на частный стадион пришли больше 35 тысяч человек, — надо было им оказать? Это ж не «Газпром Арена», куда народ нагоняют, чтобы не было пустых секторов в ТВ-трансляции.
Кстати, спустя день-два выяснилось, что «Зенит» сам не выслал письмо с просьбой о квоте. Поэтому ее не сократили, а просто из принципов гостеприимства оставили как есть. Хотя имели право не давать бесплатных мест вовсе.
Мои источники в клубе опровергают информацию о том, что в случае отсутствия чемпионства во внутреннем чемпионате в этом году (других турниров у российских клубов нет) Семаку укажут на дверь. «Зенит» сейчас — игрушка взрослых мальчиков и нуждается в тренере, повторюсь, исключительно как в технической фигуре. Поэтому веселых историй будет еще немало.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ