Posted 27 апреля, 11:00
Published 27 апреля, 11:00
Modified 27 апреля, 11:00
Updated 27 апреля, 11:00
Несмотря на бравурные заявления, доносящиеся с самых разных уровней властной вертикали, экономика регионов по-прежнему находится под беспрецедентным давлением.
Коллеги справедливо указывают, что даже улучшенный прогноз темпов прироста российской экономики не обеспечивает не только развития, но и сохранения безопасности. В частности, представленные Минэкономразвития сценарные условия развития национальной экономики и основные параметры макропрогноза на 2025–2027 годы демонстрируют ожидания куда более значительного прироста экономических показателей.
При этом аналитики ЦМАКП указывают: устойчиво низкие темпы роста означают «возникновение критических рисков для воспроизводства российской экономики и целостности общества». Уровень менее 2% в год, по оценкам профильных специалистов, является недостаточным даже для минимально необходимого воспроизводства экономики, такого как строительство инфраструктуры и воспроизводство минерально-сырьевой базы, противодействия бедности и обеспечения национальной безопасности.
Что это означает? Очевидно, что регионы сегодня испытывают явный дефицит инвестиций — темпы вложений бизнеса в те или иные отрасли экономики заметно замедляются. Также налицо явный перекос: существуют отдельные региональные «центры притяжения», в то же время львиная доля субъектов сейчас пребывает в режиме «инвестиционного голодания».
Также следует понимать, что сегодня бизнес лишается явных стимулов для инвестирования: мало того, что такая модель обусловлена актуальными экономическими условиями, так к ним добавляются и дополнительные факторы — например, политические и силовые.
Полагаю, что нынешнее чересчур бравурное позиционирование экономических успехов нуждается в значимой корректировке. Экономическая ситуация в стране действительно оценивается как сложная: государство продолжает вести боевые действия в Украине, одновременно с этим всячески пытаясь реализовывать повестку развития — в частности, именно в этой парадигме сконструированы очередные национальные проекты, требующие внушительного госфинансирования.
В подобном контексте серьезная роль отводится именно региональным управленческим командам: губернаторы, хотят они этого или нет, должны встать на сторону бизнеса, показать, что они готовы помогать с дешевыми кредитами, готовы защищать и выступать медиаторами во все чаще возникающих конфликтах с силовыми структурами. В ином случае рассчитывать на рост ВРП и системное развитие вряд ли стоит.
Илья Гращенков, политолог