Выступление Владимира Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей не только определило задачи бизнеса на ближайшие годы, но и представило условия, которые государство готово создать для поддержки частного предпринимательства.
Масштабное планирование. Пожалуй, основным в словах президента было сообщение о том, что страна переходит на шестилетнее планирование. Это означает, что можно просчитывать программы развития, закладывать средства вдолгую и постепенно отучаться от практики латания дыр. У бизнеса теперь есть четкие правила игры, которые рассчитаны на несколько лет вперед и позволяют понять свое место в экономике страны.
Честным национализация не грозит. Впервые было четко определено правило, нарушение которого может грозить бизнесу национализацией. Все оказалось довольно просто: работайте честно на благо страны и помните, что главная задача — безопасность России. Соблюдение этого принципа, отметил Путин, ограждает частные предприятия от принудительного возврата в собственность государства.
Санкции не могут быть причиной неудач. В нынешней речи президента слово «санкции» появилось буквально несколько раз. Это свидетельствует о том, что для экономики они перестали быть ключевой проблемой: бизнес больше не сможет их использовать в качестве оправдания, то есть валить все свои проблемы на санкционное давление не получится.
Мигранты больше не являются основной рабочей силой. Еще один важный сигнал, посланный президентом, заключается в том, что бесконтрольным миграционным потокам приходит конец. Это означает, что компании должны создавать привлекательные условия для работников любого уровня, а не искать рабочую силу подешевле.
Требования будут отвечать времени. В ближайшее время страну ждет новый грандиозный этап дебюрократизации, что, несомненно, поможет бизнесу работать более свободно и не зависеть от избыточных регулирующих документов.
Замена всего на отечественное не имеет смысла. Глава государства определил главную цель импортозамещения: страна должна опираться на собственные технологии, но акцент необходимо сделать на программное обеспечение и оригинальные технические решения. Теперь внимание должно быть уделено критически важным для экономики технологиям. Проще говоря, гвозди можно пока и китайские позабивать, а вот решения для CRM-баз должны быть только отечественные.
Роман Черемухин, член РАПК, руководитель агентства «Стратагема»