Posted 26 апреля, 07:00
Published 26 апреля, 07:00
Modified 26 апреля, 07:00
Updated 26 апреля, 07:00
Даже в текущей полемике все еще звучат голоса о том, что демократия России провалилась ввиду отсутствия массового запроса на нее. Приводят в контрпример массовое движение перестроечной поры в балтийских странах и восточноевропейский транзит.
Демдвижение в России было и правда пожиже, чем в Латвии и пр. Но не надо забывать, что там на демдвижение с 1989 года работали почти все государственные ресурсы, а в России это случилось позже и в весьма ограниченном масштабе.
Что касается Восточной Европы, то там запрос на свободу не помешал вскоре после транзита избрать экс-коммунистов в Польше, Болгарии, Венгрии и Литве, а также персонажей почище коммунистов в Словакии, Хорватии и Румынии. Многие тогда опасались этого политического поворота, но опасения были напрасны, потому что от соблазна стать Европой экс-коммунисты и националисты не отказались бы сами, да и избиратели им этого не позволили бы.
При ближайшем рассмотрении запрос на демократию оказывается либо запросом на независимость (от России, но в самой России это скоро оказалось не слишком актуальной целью), либо запросом на членство в ЕС, куда России пути не было.
Борьба за демократию — дело политического актива, для которого она открывает путь к власти, но не бывает массового движения за демократию. Массовые движения бывают против автократов и за достижение каких-то конкретных целей, которые в конечном счете должны обернуться материальными благами для народа.
Григорий Голосов, политолог