История Германа Стерлигова, очередная страница которой пишется на наших глазах, вполне достойна лечь в основу сценария для эксцентрической комедии, а может — и социальной драмы: как говорится, с какой стороны посмотреть.
В патриархальной семье Стерлиговых разразился громкий скандал: православный предприниматель сообщил о расставании с женой Аленой и фактическом отречении от старших детей.
«Бывшая жена» и дочь Пелагия названы «пущеницами» и «еретичками», а сыновья Пантелеимон и Арсений — «блудниками» и «еретиками» (их Герман Стерлигов до кучи лишил наследства). Сохранить благосклонность отца семейства удалось лишь младшим детям — Сергию и Михею.
Алена Стерлигова, впрочем, заявила, что супруги продолжают состоять в официальном браке. «Герман Львович давно в этом погружении в религию. Мы раньше поддерживали его, потом уже поняли, что это не так, вернулись в храм — Пелагия, Арсений, Пантелеимон и я. Поэтому у него такая реакция, что мы еретики. Поэтому просто молимся друг за друга, и каждый думает, что кто-то ошибается. Герман увлекающийся человек, как обычно горе от ума», — рассказала она, прояснив попутно, кто такие «пущеницы», упомянутые ее супругом.
По словам Стерлиговой, «пущеницы» — это женщины, которые разводятся с мужьями и уходят от них. Но ни она, ни Пелагея ни от кого не уходили. Поэтому с православной точки зрения к нам не применим данный термин. Однако «Герман трактовал это выражение на свой манер, вопреки всем законам христианства».
В предпринимательском уме, хватке и известной доле авантюризма Стерлигову отказать точно нельзя. Без них начинавший трудиться токарем-расточником на АЗЛК паренек из Загорска (ныне — Сергиев Посад) не смог бы стать одним из первых легальных миллионеров Советского Союза.
Начальный капитал недоучившийся на юрфаке МГУ юноша заработал на организации концертов уличных музыкантов на вокзалах. «Деньги таскали в чемоданах, за пару месяцев по машине купили. Это был 1988 год», — вспоминал сам предприниматель. Однако вскоре уличные концерты в СССР запретили, а Стерлигов переориентировал кооператив «Пульсар» на оказание юридических услуг.
Затем он попал в мутную историю с крышеванием ларьков — и даже был задержан, но вскоре отпущен на свободу «за отсутствием состава преступления». Позже поползли слухи о его участии в громкой афере с «чеченскими авизо», что Стерлигов категорически отрицает.
Совершенно другой уровень доходов принесла первая в России товарно-сырьевая биржа «Алиса», преобразованная затем в одноименную холдинговую компанию с 84 «дочками» в РФ и за рубежом (в том числе в Нью-Йорке и Лондоне).
В 2008-м бизнесмен открыл Антикризисный расчетно-товарный центр, занимавшийся разработкой и внедрением новых альтернативных высокотехнологичных механизмов расчета в золоте в условиях мирового экономического кризиса, а в 2010-м учредил биржу золота для свободной торговли драгоценными металлами (но не смог получить биржевую лицензию ФСФР).
И это далеко не полный список проектов активного предпринимателя. Так, в 2002 году вместе с братом он открыл фирму по оптовой поставке гробов. Это начинание, как водится, сопровождалось рекламной кампанией.
«Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики», «Куда мчишься, Колобок? — Спешу купить себе гробок», «Душистые гробы из свежего кедра», гласили красные светящиеся слоганы на черном фоне. Впрочем, «поместиться в гробики» можно было не менее чем за $1500 (цены-то оптовые, подчеркивали СМИ). Сам бизнесмен впоследствии рассказывал, что вся эта история была шуткой.
Также Стерлигов чеканил собственную валюту — золотые унции, а позже — криптостерлинги. На презентации последних в 2017 году журналистов угощали продукцией из стерлиговской «Слободы». Она продавалась и в сети фирменных магазинов, куда был запрещен вход лицам нетрадиционной ориентации.
Цены, правда, кусались: в 2018 году за десяток яиц просили 500 рублей, за полкило соли — 750. Баночка сметаны аналогичного веса стоила 2000 рублей, а килограммовая буханка хлеба — 1650. Впрочем, в 2019 году предприниматель открыл магазины для бедных, в них хлеб продавался всего по 440 рублей за кило. Во время пандемии торговые точки закрылись.
А еще Стерлигов баллотировался в губернаторы Красноярского края и мэры Москвы — неудачно. В 2004-м он пытался выдвинуться кандидатом в президенты РФ, но не прошел регистрацию, после чего переехал жить в деревню, распродав остатки активов.
В Можайском районе Подмосковья, получив от властей региона 37 га земли, Герман Стерлигов начал заниматься сельским хозяйством. В 2008-м он организовал проект «Слобода» — и предложил православным переезжать на поселение в Московскую и Тверскую области.
«Слобода Стерлиговых — обычное крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство, традиционные русские ремесла, деревянная мебель, чистая пища и вода — здесь не роскошь, а часть повседневного бытового уклада. Жизнь семьи построена так, чтобы обходиться без так называемых „благ“ цивилизации», — указано на официальном сайте.
Детей Стерлигов воспитывал строго, да и жене спуску не давал — ее диплом об окончании вуза демонстративно порвал, ведь «у нее должен быть один хозяин, один господин — муж» (Впрочем, это не помешало Алене Стерлиговой впоследствии создать Дом моделей, специализирующийся на пошиве традиционых крестьянских нарядов в современном исполнении).
В семье царил патриархальный уклад, детей обучали на дому — арифметике, истории, русскому языку, географии и рукопашному бою. Также отец учил их Священному Писанию и крестьянским навыкам. А в случае непослушания, по собственному признанию, иногда применял физические наказания.
Кстати, порка в воспитательных целях, по мнению православного предпринимателя, — дело благое. Он даже продавал в своих магазинах ивовые и ольховые розги. «Никакого вреда для здоровья ребенка. Срезаны в экологически чистом месте, вдалеке от шоссейной дороги», — уверял бизнесмен на своей страничке во «ВКонтаке». В набор также входила бутыль колодезной воды: замачивать розги в водопроводной запрещалось из-за опасности инфицирования кожи.
Единственную дочь Пелагию Стерлигов выдал замуж, не поинтересовавшись ее мнением. Чтобы впечатлить будущего родственника, предприниматель Олег Сирота подарил ему породистого коня. «Пелагия не хотела замуж за этого бородатого. Я бы, конечно, не согласился, но рысак был уж больно хорош. Махнул рукой и поменялся. Девку все одно отдавать, а тут рысак», — вспоминал отец семейства.
Позже сам Сирота рассказывал, что у них нет свадебных фотографий, которые можно было бы показать: Пелагия постоянно плакала. Но стерпелось-слюбилось: стала хорошей женой, поддерживающей мужа и рожающей детей. Гром грянул внезапно: ставший известным сыроваром Олег Сирота неожиданно объявил о разводе.
«Я осталась с брачным контрактом на руках, который Олег уговорил меня подписать после рождения четвертого ребенка и пребывания нас в реанимации. По этому контракту у меня не осталось ничего: ни сыроварни, ни бизнеса, ни машин. Все принадлежит Олегу. И наш единственный дом, который подарила мне бабушка, был заложен Олегом в ипотеку под строительство коровника на много лет», — писала бывшая жена в соцсетях.
Впрочем, похоже, что полученная в детстве закалка помогла ей пережить развод: она не опустила руки, запустила на YouTube канал «Я учусь готовить», организовала собственную сыроварню. А потом вновь вышла замуж и родила пятого ребенка.
По словам Алены Стерлиговой, сейчас муж не общается с ней и тремя детьми — каждый живет своей жизнью: «Арсений воюет. Полина (Пелагея — ред.) занимается воспитанием детей, большой ведет проект на ВДНХ. Пантелеимон создал благотворительный фонд „Из рук в руки“ волонтерский». Сам же Стерлигов вместе с сыновьями Сергием и Михеем восстановил «Слободу» и собирается устроить там летнюю ярмарку.
Экскурсии и ярмарки в «Слободе» — события не из обычных. Для того, чтобы попасть в стерлиговское поселение, необходимо соблюдать правила. «Мужикам — без серег в любой части тела, с закрытым телом, без сатанинской символики (пентаграммы, перевернутые кресты, страшные рожи и прочая хрень). Бабам — юбка в пол», — гласит фамильный сайт. На территории «Слободы» нельзя курить и употреблять алкоголь, а мобильные телефоны следует оставлять в машинах — за околицей.
Но любителей крестьянской экзотики это не останавливает. Состоятельные люди помогают Стерлигову деньгами и в строительстве дороги, покупают по бешеным ценам еду на ярмарках и обедают в дорогущем деревенском ресторане. Да и просто заехать в медвежий угол к Герману за экологически чистым хлебом у обремененных хорошими деньгами сограждан считается модным.
Елена Дудина