В трепетном деле, касающемся судьбы российских замороженных активов, совершенно точно я могу сказать лишь одно — на восстановление Украины они потрачены не будут. И даже если будут по номиналу, то фактически до цели дойдет еще меньший процент суммы, чем та, что выделяется на военную помощь.
Логика развития событий вообще ставит под сомнение если не само существование Украины, то уж точно благое отношение к этой стране ее нынешних союзников. Поэтому что случится, когда Украина превратится для них в окончательно отработанный актив, — неведомо, но в отработанные активы обычно не инвестируют.
А в целом по вопросу конфискации активов получается занятный цугцванг. Если и конфисковывать их, то желающих «скинуться» на военную помощь, выделить которую в следующий раз будет еще сложнее, становится все меньше и меньше. Но здесь парадокс — деньги эти все равно на пользу не пойдут. Финансово в войну до сих пор со стороны Запада было вложено немало. Очередной транш — этот или следующий — вновь затянет ситуацию, продлит ее во времени, но не приведет к принципиальному перевесу. А вот в имиджевом плане скажется негативно.
Во-первых, избитый, но вполне реальный аргумент: вольно распоряжаясь российскими активами, западный финансовый мир подрывает доверие к себе и создает неприятный прецедент, при котором это может произойти буквально с каждым. Фактически это вымогательство, финансовое манипулирование, назовите как угодно, но в мире денег не действуют правила морали, и отнять деньги только потому, что кто-то «стал плохо себя вести», — это создать в первую очередь себе сомнительную репутацию.
Во-вторых, это еще могло бы получиться, если бы произошло хотя бы в первые полгода после начала СВО. Тогда психологическая накачка против России была максимально мощной, а образ «империи зла» — весьма неиллюзорным. Но время идет, и дисбаланс потихоньку выравнивается. Отчасти меняется отношение к России, но в еще большей степени на первый план просто выходят личные бытовые проблемы, связанные с кризисом мировой экономической системы. В этой и без того напряженной ситуации тот факт, что кто-то свободно забирает у кого-то деньги, отданные на хранение, не вызывает ничего, кроме раздражения.
Ну и это не говоря уже о том, что все-таки решающее слово в данной ситуации остается за ЕС, а Европе такие кульбиты обойдутся во всех смыслах неизмеримо дороже, чем США. Хотя, кто спорит, разговоры о деньгах всегда бодрят, поэтому тема эта никогда не сходит с повестки.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»