Posted 25 апреля, 05:09
Published 25 апреля, 05:09
Modified 25 апреля, 05:11
Updated 25 апреля, 05:11
Я 4 года назад хорошо запомнил российскую спортсменку Ульяну Баташову. Она приходила на интервью в издание, где я имел честь работать. Очень интересные суждения, философское отношение к тому, что ее вид спорта — пятиборье — мало кому интересен. И грамотные идеи, как можно было бы его сделать популярнее.
Сейчас вспомнил об Ульяне, прочитав о совершенно позорной истории с ее федерацией. Кейс безумно показательный.
Скоро Олимпиада. И поэтому те, кто хочет быть спортсменом, а не сидеть на зарплате в каком-нибудь околоспортивном ведомстве, заняты получением нейтрального статуса. В сотый раз напоминать, почему сборной России на Играх в Париже не будет, наверное, не надо. В российском пятиборье получением пропуска на Олимпиаду, кроме Баташовой, никто не занимался. Большинство спортсменов решили: контракт с так называемыми «силовыми структурами» куда приятнее, чем спортивные подвиги.
Ульяна — единственное исключение. На Играх в Токио три года назад она лидировала перед последним видом, но именно там и не задалось — пришла девятая.
В конце 2023 года она единственная не стала продлевать контракт как раз с теми самыми структурами. Подала «на нейтральный статус» — и получила его. Причем про отношение к СВО вопросов в документах, конечно, не было. Все «анкеты про предательство родины» оказались враньем спортивных функционеров и телевизионных пустобрехов, готовых подхватить любой лай, когда надо кого-нибудь заклеймить.
И знаете, что на выходе? Те, кто уже перестал быть спортсменом — кто отказался даже попробовать выступить на Играх, — остались на своих ставках в клубах, сборных и т. п. Кого одного выгнали из сборной? Кого сняли разом со всех ставок? Ну, вы уже догадываетесь. Разумеется, Ульяну Баташову.
А потом вам по ТВ пропагандисты всех мастей будут рассказывать, что враги наших спортсменов окопались в МОК и вообще за рубежом. Бог с ними, с пропагандистами — мне интересно другое: а зачем нам теперь спортивные функционеры? Они выполняют функции цензоров? Как экспертные советы книгоиздателей, обсуждающие, какие книги можно распространять, а какие нет? Как худсоветы в московском метро, которые решают, кто может играть в подземке и собирать там деньги, а кто не годится?
И еще одна тема — чтоб два раза не вставать, — о которой вам не расскажут по ТВ. Тут, знаете ли, Великобритания смягчила условия участия атлетов из России в турнирах на своей территории. Как пишет The Times (а вы, надеюсь, помните: миссис Хадсон настаивала в спорах с Доктором Ватсоном, что это издание никогда не ошибается), британское правительство направило письмо в адрес МОК, в котором уведомило о снятии дополнительных условий проверки перед соревнованиями нейтрального статуса для и спортсменов из России и Белоруссии.
На всякий случай поясню контекст. В 2023 году МОК лишил Лондон права проводить квалификационные соревнования по брейкингу, скейтбордингу, скалолазанию и BMX — все это из-за позиции по допуску россиян и белорусов. А когда Уимбдлон решил тоже кого-то не допускать, в теннисной федерации намекнули, что тогда самого Уимблдона не будет. Мелкобриты (ну, коробит меня от слова «англо-саксы») пошли после этого на попятный.
Это к важному вопросу о том, что якобы МОК и прочие будут без конца ставить палки в колеса россиянам и навстречу никогда не пойдут. Но — еще раз — на наших просторах об этом факте не расскажут, на этом решении, конечно, акцент делать не будут.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ