Posted 25 апреля, 08:43
Published 25 апреля, 08:43
Modified 25 апреля, 08:43
Updated 25 апреля, 08:43
Хорошо известно, что республиканцы во главе с Трампом в течение долгого времени блокировали помощь Украине, апеллируя к мнению рядовых налогоплательщиков, трудолюбивых американцев, деньги которых не должны идти на поддержку Киева. И заявляя, что надо думать о закрытии границ от мигрантов, а не о трате средств на вопросы, чуждые обычным американцам.
Тем временем официальные представители американского государства (Госдепартамента, Пентагона, ЦРУ) периодически утверждали, что задержки помощи ослабляют позиции Украины, но не включали механизм убеждения на полную мощность.
Однако весной интонации изменились — речь шла уже не об ослаблении Украины, а о возможности ее поражения. И тут произошел перелом — видимо, основанный не столько на публичных высказываниях, сколько на данных, представленных на закрытых брифингах. В результате спикер Джонсон выносит законопроекты на обсуждение. Трамп публично поддерживает спикера, давая при этом понять, что именно он настоял на том, что Украина получит не безвозмездную помощь, а кредит — хотя кредит включает в себя лишь около одной шестой «украинской» части пакета. Но Трампу надо сохранить лицо — и он это делает.
Попытки нескольких крайних изоляционистов (Тейлор Грин, Мэсси, Госар) инициировать смещение Джонсона не находят поддержки даже у их коллег (всего в Палате представителей менее двух десятков крайних изоляционистов, голосовавших против всех компонентов «пакета»). Марджори Тейлор Грин, которая выступила главным инициатором этого плана, подвергается резкой критике в прореспубликанской New York Post, которая выходит с обложкой Nyet, Moscow Marjorie! и с изображением конгрессвумен в ушанке с красной звездой. Она сама в очередной раз клеймит Джонсона и уезжает в свой округ работать с избирателями — сместить Джонсона крайние изоляционисты не могут (демократы его выручат), зато несвоевременный бунт способен осложнить их отношения с Трампом.
Большинство республиканцев в Палате голосуют против «украинской» части пакета, но многие делают это, чтобы отчитаться перед своими избирателями из глубинки, и понимая, что законопроект все равно пройдет (решающим стало само вынесение пакета на голосование, так как демократы, имеющие почти половину мест в Палате, изначально поддерживали помощь Украине). Большинство руководителей республиканцев в Палате голосуют «за».
Дальше пакет идет в Сенат, и там никто из сенаторов не делает попытки затянуть его рассмотрение. Дж. Д. Вэнс, разумеется, критикует пакет, но в отведенные краткие сроки — для избирателей и, возможно, для истории. Документ проходит через Сенат за несколько часов при 79 сенаторах «за».
Этот «кейс» показывает, как работает государство в США. Когда возникает действительно серьезный внешнеполитический вызов, то политический театр если не заканчивается полностью (в конкурентной публичной политике всегда есть элементы театра), то свертывается. И принимаются двухпартийные решения.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co