1. Это не ежегодные бюджетные деньги. Это «дополнительные расходы в сфере безопасности», которые могут происходить в 2024–2025 годах, то есть растянуты во времени. И это, скорее всего, последний пакет такого рода в адрес Украины, независимо от того, какая администрация займет в следующем году Белый дом.
2. Из выделенной суммы в $60,75 млрд США оставляют себе $23 млрд на пополнение ранее опустошенных складов, еще $11,3 млрд — на свои текущие операции (аэрокосмическая разведка, логистика, содержание консультантов, иные миссии) — это уже более 52%.
$13,8 млрд — это новое оружие и боеприпасы, которые еще надо заказать, произвести и поставить. Тут возможны частичные оперативные поставки со складов (под компенсацию из будущего производства), но на небольшую часть суммы. $4,65 млрд — прямые поставки на срочные военные нужды. Итого в 2024 году ВСУ реально смогут получить вооружений и боеприпасов на сумму $7-8 млрд.
Тут необходимо сравнение. В 2023 году поставки оружия и БП из США составляли $24 млрд, так что в расчете на год сумма «на войну» уменьшена в три раза, остальное перетечет на следующий год с дальнейшим снижением.
Живыми деньгами американцы дают $8 млрд в кредит для «затыкания» бюджетных дыр (кроме пенсий). Причем правительство должно будет в течение 60 дней подписать — внимание! — кредитный договор с указанием сроков, обеспечения (если будет) и условий возврата. Текст договора (если не засекретят) представляет особый интерес.
$26 млн выделяются на специальный дополнительный аудит прошлых и будущих расходов из американской помощи. Республиканцы наверняка продвинут своих аудиторов, которых ждет немало чудесных открытий. Важно: отказ аудиторам в доступе или искажение информации может вести к остановке помощи.
4. Серьезным капканом для Байдена станет обязательство в течение 45 дней представить текст Стратегии США в отношении Украины с указанием жизненно важных целей, сроков и путей их достижения, оценкой рисков, а также сроками и условиями завершения проекта. Отделаться общими фразами о защите демократии и прочих вечных ценностей республиканцы не позволят, будут требовать конкретики.
5. Состав последнего пакета помощи совершенно недостаточен для какого-либо наступления ВСУ. Он сугубо оборонительный. Практически нет бронетехники и полевой артиллерии. В основном ПВО, снаряды и РЭБ. Поставка ракет ATACMS с дальностью более 165 км крайне маловероятна (брать на себя ответственность за эскалацию).
6. Большинство республиканцев в Палате (112 человек) голосовали против. За пакет проголосовала фракция демократов в полном составе (210 человек). К ним примкнули 100 республиканских «ренегатов» из тех штатов, где расположены заводы ВПК, которым обещаны контракты. Впереди острые партийные разборки и возможное смещение спикера Майка Джонсона.
Главные выводы. Пакет помощи Украине в таком виде будет поступать долго малыми партиями, он неспособен привести ни к каким значимым переменам в ситуации на фронте. Это пакет выживания. Фактически Конгресс США покупает дополнительное время — около 6-7 месяцев, — в течение которого на фронте, скорее всего, не случится обвала. Тем самым финал избирательной кампании не будет проходить на фоне военной катастрофы Киева.
Сергей Станкевич, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»