В Северной столице в котокафе-приюте «МурПатруль» произошел скандал. Бывшие сотрудники забрали под свою ответственность 25 четвероногих пушистиков. Они утверждают, что хозяйка заведения не лечила животных, подвергала их опасности и постоянно задерживала зарплату работникам. Что произошло в кошачьем кафе, где сейчас находятся питомцы и что будет с приютом, выяснял «РосБалт».
Сейчас в Петербурге открыто около десяти котокафе. Посетители, у которых нет возможности завести себе домашнего питомца, а также любители кошек активно посещают такие заведения. В этих пространствах действуют специальные правила, чтобы животные чувствовали себя комфортно и не испытывали стресса.
Например, некоторые заведения работают только по предварительной записи, чтобы коты не пугались большого потока людей. Пушистых питомцев можно гладить, играть с ними, но кормить принесенными с собой лакомствами или брать на руки категорически запрещается. Все подопечные питаются по расписанию — и иногда посетители могут застать эту кошачью трапезу.
За здоровьем животных и за чистотой в помещениях следят тщательно, чтобы гости не могли ничем заразиться и не ощущали дискомфорта из-за неприятных запахов.
«РосБалту» удалось пообщаться с хозяйкой «МурПатруля» Аленой. Она рассказала, что ее заведение искало котам новые семьи и помогало бездомным пушистикам, попавшим в сложную ситуацию. В котокафе действовало несколько тарифов посещения: поминутный (13 р/мин) и безлимитный (700 рублей).
Алена уточнила, что конфликт с сотрудниками продолжается с сентября 2023 года, но сейчас все зашло слишком далеко — и они решили без ее ведома увезти животных на «непонятную съемную квартиру».
«Они сделали это, когда я легла на операцию, потому что прекрасно знали, что не смогу приехать в Петербург», — уверяет хозяйка.
По словам женщины, из-за расставания со своим молодым человеком ей пришлось переехать в Москву и заниматься бизнесом удаленно, предварительно обучив всему старших сотрудников.
«Самой главной обязанностью волонтеров было следить за чистотой и котами. Сейчас они выставляют в своей группе фотографии и говорят, что условия были ужасными, в помещении все в грязи, но это была их работа, а не моя», — пояснила Алена.
Она также отметила, что про все болезни животных рабочие рассказывали ей слишком поздно. «То, про что я узнавала, я делала. Котов с проблемами сразу отправляла к ветеринару, давала на это деньги. Да, часто их не хватало — и заведение работало в минус, но нам помогали неравнодушные люди, которые скидывали пожертвования. А в июне я проводила обработку помещения за 20 тысяч рублей, поэтому все рассказы про лишай и эпидемию — ложь», — подытожила хозяйка.
Женщина сообщила, что заявление о краже животных в полиции у нее не приняли. Восстанавливать работу котокафе она, впрочем, не планирует — устала бороться и защищать свое честное имя. Совсем скоро Алена переедет в Краснодар и полностью сменит вектор деятельности — будет заниматься водным спортом.
«РосБалт» связался с юристом, чтобы понять, какая ответственность может грозить волонтерам за вывоз животных.
«Если на всех котов у хозяйки были соответствующие документы, например — ветеринарные паспорта, полиция обязана принять у нее заявление и оценить причиненный материальный ущерб (имуществу или данным животным). Неизвестно, были ли в отношении хозяйки обращения в полицию по поводу жестокого обращения с животными. Но в любом случае волонтеры не имели права вывозить их из приюта — это могут делать только правоохранительные органы совместно с органами здравоохранения или другой службой. Теперь же их действия могут квалифицироваться по 330 статье УК РФ (самоуправство), предусматривающей штраф до 80 тысяч рублей (или в размере заработной платы или иного дохода)», — объяснил юрист.
Один из работников котокафе рассказал «РосБалту», что животные находились в ужасных условиях: в заведении в некоторых местах была оголенная проводка, от которой коты постоянно страдали, у каждого второго гноились уши из-за клещей. В помещении царила отвратительная вонь, поскольку на полу был уложен ламинат, а не плитка.
«Под свою ответственность мы забрали всех животных, находившихся в приюте. У многих был обнаружен лишай — очень заразное заболевание, которое в принципе исключает работу заведения. Но хозяйке было абсолютно все равно. Когда мы сделали все анализы, выяснилось, что многие болезни у котиков прогрессируют уже несколько лет. Оставить там животных мы просто не могли: каждый день нахождения в этом месте был для них опасным», — высказал мнение Сергей.
Сейчас бывшие сотрудники активно освещают свою работу в социальных сетях — показывают, в каком состоянии находятся животные, а также рассказывают о проводимом лечении. Волонтеры уже написали два заявления в полицию, они надеются, что правосудие примет их сторону.
Эпидемия лишая в заведении не прошла бесследно. Посетители, которые контактировали в это время с котами, заразились сами или принесли болезнь своим домашним животным. «РосБалту» удалось пообщаться с одним из пострадавших.
«Когда мы последний раз были в ветеринарной клинике, врачи рассказывали, что с нового года в районе участились случаи лишая. С такой проблемой у питомца я был шестым или седьмым. За столь короткий период это очень много. Не исключено, что заболевание пошло по району», — предположил пострадавший.
Врач одной из ветеринарных клиник Петербурга уточнил в комментарии «РосБалту», что лишай является опасным заболеванием, передающимся не только животным, но и людям. «Лишай — это кожное заболевание, вызванное грибком. Если кот или собака начинают им болеть, большой риск заразиться существует для всех, кто с ними контактировал. В случае с котокафе-приютом заболевших нужно было изолировать или поместить в стационар в ветклинике. Лечится лишай достаточно долго — и у людей, и у животных, плюс ко всему на месте очага выпадают волосы или шерсть. Контактировать с водой во время этой болезни категорически нельзя», — объяснил доктор.
Арина Кулешова