Posted 22 апреля, 09:15
Published 22 апреля, 09:15
Modified 22 апреля, 09:17
Updated 22 апреля, 09:17
Он постулирует существование «оси зла», угрожающей интересам США, куда удивительным образом входят Россия, Китай, Иран, Палестина и мексиканские картели.
Про мексиканские картели имеет смысл отдельно историю рассмотреть, но мысль американских законодателей состоит в том, что Китай снабжает их фентанилом, чтобы они убивали американцев. То есть в том, что в год умирают от передозировки фентанилом под сто тысяч человек, виноват лично товарищ Си, а не только дети Эль-Чапо или провалы в антинаркотической политике США.
Закон включает в себя набор самых разнообразных шагов — от запрета TikTok, если он в течение года не перейдет под контроль США, до санкций против торговли нефтью между Ираном и Китаем. Идея состоит в том, чтобы сделать жизнь любого оппонента США невыносимой, и основана она на представлении, что США способны это сделать, являясь единственной в мире сверхсилой.
«Российско-украинский» раздел важен для нас даже не тем, что Украине дали денег. Самая интересная часть — о «суверенных активах России». В законе говорится, что суверенные активы России, а также собственность любых «институтов и учреждений», связанных с российским государством (как я понимаю, в потенциале и частная собственность российских граждан — как находящихся под санкциями, так в пределе и вообще всех), более не принадлежат России и «институтам и учреждениям», а должны пойти на компенсации Украине.
Для этого будет создан «Фонд поддержки Украины», находящийся под контролем госсекретаря США и главы USAid. По решению президента США в этот фонд могут быть конфискованы любые активы, имеющие отношение к России. Если актив финансовый, то его просто передают, если имущественный, то его обязаны продать, а вырученные средства передать в этот самый фонд.
Любая инициатива любого выведения любого имущества из-под действия закона обязана быть согласована с Конгрессом США, что делает это практически невозможным. Мы помним, что поправку Джексона — Вэника, ограничивающую торговлю США со странами, которые якобы мешают евреям уезжать в Израиль, отменили только в 2012 году, заменив на «Акт Магнитского». А в отношении целого ряда стран, где с семидесятых режим уже по многу раз сменился, она продолжает действовать, несмотря на полное отсутствие желающих уехать в Израиль евреев.
Отныне (и как бы ни навсегда) все, что принадлежит России, а также «ассоциированным с ней учреждениям и институтам», в юрисдикции США не принадлежит России, а управляется через весьма своеобразный механизм чиновниками США.
Вопрос в том (и в законе об этом отдельно говорится), что значительная часть российских активов находится вне формальной американской юрисдикции. Как именно американцы будут принуждать европейцев к выполнению этого закона, покажет время. Европейцы пока вроде бы сопротивляются, но думаю, инициатив по проталкиванию аналогичного акта в ЕС будет достаточно много.
В сухом остатке. Закон делает невозможным даже теоретически любое возвращение к нормальной жизни и миру. Потому что ситуация, когда «все, что принадлежит субъекту X, на самом деле принадлежит субъекту Y», очевидно не может быть основной ни для какого урегулирования. Война кончится либо полной победой России, либо полной победой Запада, либо уничтожением человечества. Варианта компромисса нет.
Думаю, закон «Мир посредством силы в XXI веке» будет (если уничтожения человечества не произойдет, конечно) изучаться как один из самых контрпродуктивных законов, принятых мировой державой. Помимо всего прочего, все эти «наказания», которыми пытаются подвергнуть всех подряд от Пекина до Москвы, на самом деле ограничивают инструментарий самих американцев, фактически обязывая к жестко конфронтационной рамке по отношению ко всем, кто демонстрирует хоть какое-то несогласие.
Глеб Кузнецов, политолог