Гримасы рынка автозапчастей: долго, дорого, возможны подделки

Гримасы рынка автозапчастей: долго, дорого, возможны подделки

19 апреля, 20:02
Проблем с комплектующими не имеют лишь автомобили официально представленных в России марок.

Центробанк увеличил сроки доставки запчастей для ремонта автомобилей по полисам ОСАГО в Москве и Подмосковье с 14 до 30 дней, в других регионах — с 30 до 37 дней. «РосБалт» разбирался, чем обусловлено нововведение, какое влияние оно окажет на сроки ремонта и как обстоит сегодня ситуация с автозапчастями в целом.

Зачем понадобилось менять сроки доставки

Новые корректировки положения «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» вступают в действие с 23 апреля.

«Для каждой запасной части, отобранной по указанным критериям, должны собираться цены не менее чем в пяти интернет-магазинах для условий доставки в административные центры каждого субъекта РФ в срок, не превышающий 30 календарных дней при условии, что срок доставки в пределах административных границах базового региона и срок доставки в административный центр субъекта РФ не отличаются более чем на 7 календарных дней», — отмечено в циркуляре Центробанка.

Таким образом, речь идет не об увеличении срока ремонта автомобиля по ОСАГО. «Изменения Банка России в сроках поставки запчастей направлены на корректировку критериев формирования справочников Единой методики оценки ущерба, они не связаны с фактическими сроками проведения ремонта. Увеличение сроков поставки запчастей при формировании справочников позволит формировать более широкую выборку запчастей для определения их стоимости», — пояснил в комментарии «РосБалту» вице-президент по автострахованию «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

На то, что конечные потребители не столкнутся с задержками при ремонте по ОСАГО, указывает и независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. «Основная причина нововведений — необходимость сбора информации о стоимости деталей. Изменения внедрены для того, чтобы страховые компании и владельцы автомобилей понимали, какова будет реальная стоимость замены тех или иных комплектующих. От цен на запчасти будет зависеть и уровень выплат компенсации после ДТП. При этом он может сократиться, так как оценка будет зависеть не только от расходов на комплектующие, но и от затрат на логистику», — отмечает Тузов.

Возрастет ли стоимость автозапчастей

В целом опрошенные «РосБалтом» эксперты не считают, что нововведение может изменить цены на запчасти. «Я думаю, решение ЦБ на динамику цен не повлияет, поскольку на цену запасных частей влияют курс валюты и стоимость логистики. Однако, полагаю, решение по увеличению срока поставки запасных частей снизит количество натуральных выплат и увеличит число ремонтов на СТО по направлению ОСАГО», — полагает директор по послепродажному обслуживанию АВТОДОМ Алтуфьево Роман Тимашов.

По словам эксперта, решение об увеличении срока поставки запасных частей было ожидаемым: сегодня рынок перестроился. «Если раньше запасные части попадали в РФ через импортеров, которые имели здесь собственные склады и прогнозируемые логистические цепочки, то сейчас глобально запчасти есть в наличии, но их необходимо „искать“ на рынке. В основном это делается через агрегаторов или крупных игроков. Сложности возникают из-за отсутствия методичного пополнения рынка и изменения цепочек поставок и оплат», — подчеркивает Тимашов.

Хватит ли комплектующих для ремонта

Николай Русанов. 1MI

Как поясняют эксперты, проблем с расходниками для ТО в целом нет, а вот ситуация с необходимыми для ремонта автомобилей запчастями развивается иначе. У брендов, которые сегодня официально представлены на рынке, их достаточно, однако с ушедшими марками все не так просто.

«С оригинальными запчастями проблема так или иначе существует для всех марок зарубежного автопрома. Исключения составляют марки китайских производителей, официально представленные на территории России. В текущем году ситуация кардинально не изменится. Со временем рынок стабилизируется, спрос на запчасти европейских, корейских, японских марок снизится за счет замещения их на рынке китайскими производителями. Основной способ преодоления существующего дефицита — использование аналогов, но, к сожалению, далеко не на все модели (особенно — на новые) есть аналоги адекватного качества», — отмечает Сергей Демидов. При этом стоимость деталей, ввозимых по параллельному импорту, превышает рекомендованные розничные цены.

«Доставка запчастей для европейских и американских автомобилей осуществляется через дружественные страны, что влияет на стоимость и время ожидания деталей, — поясняет директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК АвтоСпецЦентр Игорь Серебряков. — Пока из всех комплектующих частей, используемых для ремонта и обслуживания автомобилей, лишь незначительная доля замещена отечественными производителями».

В свою очередь, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев указывает, что дефицит характерен для определенных видов комплектующих. «До сих пор не хватает деталей из стекла и запчастей больших размеров (двигатели, облицовка автомобилей) — потому что и те, и другие непросто транспортировать; сложных электронных компонентов и полупроводников», — пояснял «РосБалту» эксперт.

По его словам, чем известнее и востребованнее на рынке марка и модель авто, тем меньше трудностей с деталями, доступнее их цена и сама стоимость ремонтных работ. «Главная проблема сегодня — не отсутствие запчастей, а цены на них — в разы превышающие РРЦ (в некоторых случаях до 65%), а также долгие сроки доставки деталей, которые везут из СНГ, Турции, Китая, ОАЭ и даже ЮАР», — подчеркнул Матвеев.

Еще одна особенность текущего момента — неясность с ответственностью за бракованные детали. «Параллельный импорт — правильное решение, но он же и удар по контролю качества, который крупные производители выстраивали в последние годы. Если в сервис или к владельцу ТС попадет бракованная деталь, кто будет за это отвечать? Сервис, который поставил запчасть? Раньше такие случаи рассматривал производитель» — указывает эксперт.

А что там с китайцами?

Динамика поставок запчастей для китайских автомобилей разнонаправленная, считает Роман Тимашов. «Бренды, официально представленные в России, имеют хорошее наличие: в основном запчасти на поставляемые официально машины, доступны. Машины, завезенные неофициально, как правило, не имеют каталогов, а подбор и доставка запчастей становится весьма трудоемким процессом», — отмечает эксперт.

По мнению Игоря Серебрякова, доставка запчастей для китайских автомобилей осуществляется быстро, поскольку официальные дилеры используют налаженные маршруты поставок и готовы предложить клиентам оригинальные детали. «Сейчас для прохождения ТО расходных материалов хватает, но у новых производителей, которые недавно появились на российском рынке, иногда возникает дефицит запчастей, так как есть незначительные трудности с формированием запасов на складах и налаживанием логистики», — указывает директор департамента АвтоСпецЦентра.

Подделки проникли на рынок

Николай Русанов. 1MI

Еще одна опасность, которая сегодня подстерегает автовладельцев — фальсификат. «Увы, на сегодняшний день до 30% объема запчастей — это подделки. К сожалению, рынок и до санкций был завален подделками: запчасти, масла и т. д. В 2022 году все залежи на складах „полезли“ на прилавки магазинов, так как цена на запчасти выросла в среднем на 50%», — высказывает мнение Дмитрий Матвеев.

По словам эксперта, обычному потребителю, не сильно разбирающемуся в запчастях, отличить подделку от оригинала сложно. При этом люди, естественно, стараются выбрать товар подешевле. Однако такая экономия впоследствии выходит боком: некачественная деталь может спровоцировать поломку, а автовладелец — «попасть» на дорогостоящий ремонт.

Примечательно, что подделки характерны и для сегмента запчастей для китайских авто. По словам Алексея Тузова, в последнее время на рынке все же возникают проблемы с деталями для ремонта автомобилей из Поднебесной. «Основная причина в том, что производители из КНР не готовы поставлять в РФ запчасти маленькими партиями — экономически это невыгодно. Поэтому около 30-50% рынка состоит из фальсификата. Решением проблемы может стать локализация выпуска китайских автомобилей в нашей стране, для чего правительство РФ сейчас принимает стимулирующие меры: ужесточение растаможки импортных авто, повышение утилизационного сбора, запрет параллельного импорта автомобилей тех брендов, которые присутствуют в России официально», — полагает эксперт.

Елена Дудина

#Главное #Спецпроекты #Дмитрий Матвеев #В России #Петербург #Москва #Елена Дудина #Экономика #Статьи #Ремонт #Автомобиль #Автозапчасти #ОСАГО #Роман Тимашов #Сергей Демидов #Игорь Серебряков #Алексей Тузов
Подпишитесь