Сообщается, что ряд китайских банков из числа крупнейших перестали (неясно — временно или на постоянной основе) принимать платежи в юанях из России.
Именно поэтому юань никогда не станет мировой валютой. Сложно быть универсальной расчетной единицей, когда сам эмитент создает ей проблемы. Если у Китая есть претензии к конкретным российским лицам или стране в целом, то можно принять публичное административное решение, блокирующее именно им те или иные действия. Однако блокировать движение собственной валюты — это практически выстрел себе в колено.
Те же Штаты действуют гораздо тоньше — они создают условия, при которых у их противников возникают сложности и проблемы, однако лобовых прямолинейных действий стараются не допускать. И всегда речь идет об адресных репрессиях, не подрывающих системную основу.
Подоплека таких действий понятна — нежелание китайских банков рисковать основным бизнесом из-за вторичных санкций со стороны США и других западных стран. Однако помимо текущей выгоды есть и репутационные издержки, которые неизбежно станут отложенными убытками. Но пока Китай предпочитает так далеко не смотреть.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик