Переориентация России на Глобальный Юг помогла снизить негативный эффект от санкций, но надолго ли? И не окажемся ли мы вскоре в полной торговой изоляции?
Начну с конца: несмотря на попытки западных стран заставить остальной мир разорвать отношения с Россией, я не думаю, что это произойдет так скоро. Причина — чисто экономическая.
Российский ТЭК по-прежнему играет ключевую роль в мировой энергетике. Мы занимаем второе место в мире по добыче нефти и газа, четвертое — по производству СПГ, пятое — по добыче угля.
Россия находится также на втором месте в мире по запасам редкоземельных металлов, но ее доля в их производстве пока составляет менее 1%.
На Россию приходится более 40% мировых мощностей по обогащению урана, и она поставляет около 20% мирового ядерного топлива.
Зависимость будет постепенно снижаться, но если сразу отказаться от российских ископаемых и природных ресурсов, это приведет к скачку цен на сырье. Это сейчас никому не нужно.
Достигли ли мы предела геополитического давления?
Вряд ли. США заставляют наших торговых партнеров присоединиться к санкциям по принципу кнута и пряника. И, судя по тому, как усложняются денежные переводы, им это удается.
Платежи из РФ в казахские банки даже в местной валюте теперь обрабатываются несколько недель. То же самое происходит с Кыргызстаном и Китаем.
Кроме того, на днях глава Минфина США пригрозила китайским банкам санкциями, если они окажут материальную поддержку России. В противном случае Пекину перекроют доступ к долларам. Интересно, что они подразумевают под словом «поддержка». Если речь идет об оплате российских товаров, то почему они ничего не говорят ЕС, который увеличил закупки нашего газа? И вообще, чтобы Китай кого-то спонсировал? Держите меня трое, я рыдаю… Друзей из Пекина интересуют только деловые отношения, а не добрая воля.
А если Россия все-таки окажется в полной изоляции?
Что касается ресурсов, то мы можем обеспечить себя сами. Но прекращение торговли с другими странами существенно ограничит доступ к товарам и технологиям, что приведет к остановке многих производств.
В 2023 году доля экспорта товаров и услуг в структуре ВВП России снизилась до 23,3%, но это все равно значительная часть. В результате наша экономика окажется в нокдауне, если не в нокауте.
Выводы.
1. Не ожидаю я полной изоляции. Пока такая жесткая позиция не отвечает интересам самого Запада.
2. Что касается проблем с переводами, придется искать альтернативы работе с банками. Не исключаю перехода на цифровую валюту в торговых расчетах.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan