Скорость в последнее время оказывается в Чеченской республике не в чести. Глава региона раскритиковал тех, кто лихачит на своем автотранспорте. Спорт тоже замедлился: высокий темп — давно уже не визитная карточка футбольной команды из Грозного. А теперь пришло время снизить обороты и в музыкальной сфере.
Власти Чечни запретили исполнять то, что они назвали словосочетанием «скорая музыка». Теперь все музыкальные, вокальные и хореографические произведения должны соответствовать темпу от 80 до 116 ударов в минуту.
Первым об этом во время расширенного совещания заявил министр культуры Чечни Муса Дадаев. Впрочем, тема возникла неслучайно: в минкульте республики сообщили, что соответствующее решение окончательно, потому что изначально согласовано с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Муса Дадаев сообщил, что по поручению Кадырова его ведомство также проводит «огромную работу по соответствию чеченских музыкальных, вокальных, хореографических произведений чеченскому менталитету и музыкальному ритму исполняемых произведений».
Музыка, как бы сказали в России, должна соотноситься со скрепами. А то выяснится, что Госдеп нас пытается поработить через западные ценности не только под видом пиццы, но и при помощи «мелодий и ритмов зарубежной эстрады».
Так вот, о ритмах. По замыслу местных властей, именно 80-116 ударов в минуту соответствуют чеченскому менталитету.
«К национальным особенностям могут относиться созвучия, конкретная мелодика. Разумеется, набор музыкальных инструментов — это тоже национальная специфика. Но темп к национальной специфике иметь отношение, с научной точки зрения, не может совсем. К медленным музыкальным темпам, например, относят адажио (48–56 ударов по метроному), к быстрым — аллегро (120–160 ударов). Но при чем тут менталитет или культурные традиции? Вот простой пример: русский фольклор — это традиции? Конечно. Там есть и протяжные лирические песни, и городской романс, и короткие жанры типа частушек. У них совсем разный темп. Но это не значит, что какой-то из жанров не соответствует национальному менталитету. Думаю, здесь просто кто-то из готовивших решение (в том числе его обоснование) попросту не очень разобрался в вопросе», — поделилась сомнениями с «РосБалтом» музыковед Арина Иратова.
«Это решение, конечно, будут корректировать. Или увеличивать список исключений. Почему? Да потому что тогда под запретом в Чечне будет даже гимн России — в максимально быстром варианте он звучит со скоростью 76 ударов в минуту», — отметил в комментарии «РосБалту» оперный импрессарио Андрей Ельновский.
Многие обратили внимание на то, что сам Рамзан Кадыров часто исполняет национальный танец зикр под музыку со скоростью 126 ударов.
А это — чеченская лезгинка. По новому закону, скорость вообще запредельная — 180 ударов в минуту.
«Культуры разных народов ориентируются на свои мелодии, на свои взаимоотношения внутри музыкального ряда. Если говорить о поколенческих привычках, то тут на первый план может выходить, к примеру, громкость. Но это уже — из разряда, как интерпретировать музыкальные явления. Темп — не первое, на чем мы можем ставить акцент, рассуждая о национальных аспектах культуры», — резюмирует музыковед Святослав Романов.
Елена Коновальцева