Еще во время зимы, которая в этом году опять оказалась снежной, можно было прогнозировать паводки в ряде регионов — и, соответственно, начать к ним готовиться.
Однако в Орске за два дня до прорыва дамбы мэр города Василий Козупица уверял жителей, что им ничего не грозит. Люди это запомнили — и после наступления воды провели у здания мэрии мирную акцию, где выразили свой гнев из-за действий областной и городской власти. При этом прокуратура вместо того, чтобы задавать вопросы мэру, предупреждала граждан о незаконном характере акции. Не учли прокуроры только одного: орчане вышли на площадь потому, что больше им идти уже просто некуда — их дома уплыли, а эвакуация должным образом подготовлена не была.
Близкий же к областным властям подрядчик строительства дамбы в Орске и вовсе заявил, что проблема в грызунах, которые повредили гидротехническое сооружение. Уж не знаю, бобры ли, мыши ли виноваты — но точно не строители. Хотя, исходя из практики расследования подобных происшествий, можно утверждать, что как раз подрядчик и обречен получить против себя уголовное дело.
Еще дальше пошел губернатор Курганской области Вадим Шумков, заявивший, что виноваты не грызуны, а граждане, растащившие дамбу по своим огородам. Методы борьбы с потопом он предложил довольно нетрадиционные, но соответствующие традиционным ценностям: пролететь над регионом на самолете с иконой — глядишь, вода и отступит.
А глава Оренбургской области Денис Паслер стал автором мема «Ну-ка, телефоны выключили!» Так он общался с пострадавшими от паводка жителями, ибо не хотел, чтобы встречу снимали. Однако съемка все равно попала в интернет — и стало понятно, что губернатор переживал не зря. Пострадавшим, оставшимся без крова и имущества, он рассказывал, что сам три дня не ел, не мылся, не переодевался и вообще отменил отпуск.
При этом в Кремле отлично понимают, что губернаторам-технократам зачастую плохо даются коммуникации с населением и антикризисное управление. Не зря президент Владимир Путин распорядился отправить на пострадавшие территории целый десант федеральных министров. Хотя очевидно, что проблема с паводками серьезная, но локальная — решать ее надо на местном уровне, а от федеральной власти требуются только бюджетные трансферты, ибо таков устоявшийся порядок взаимоотношений центра и регионов. Большая часть налогов идет в Москву, а уже оттуда, если надо, деньги выделяются субъектам РФ.
Однако борьба с паводками с помощью икон оказывается явно неэффективной, и к деньгам приходится приставлять управленцев, которые сумеют ими нормально распорядиться. В регионах таких управленцев нет, поэтому они едут из Москвы. И глава МЧС, и глава Минстроя, да и остальные чиновники как раз про то, чтобы реагировать на кризис и коммуницировать с людьми.
Такая ситуация демонстрирует, что серьезным вызовом очередного президентского срока Владимира Путина становится определение формата работы региональных властей. С одной стороны, губернаторы и мэры должны представлять население подведомственных территорий (первые даже проходят через выборы — на которых, правда, невозможно проиграть). С другой же стороны, главы регионов являются как бы представителями Москвы на местах, особенно если это «варяги», как Денис Паслер или Вадим Шумков. Такая двойственность как раз и приводит к проблемам во взаимодействии власти и граждан, которые мы наблюдаем в зоне наводнения.
Можно, вспомнить, что в свое время глава Кузбасса Аман Тулеев был не самым лучшим губернатором, но он делал карьеру в конкурентной среде, и умение общаться с людьми было для него одним из главных условий политического выживания. Равно как и для других губернаторов, побеждавших на выборах. Теперь вместо этого для управленцев создали «Школу губернаторов». Но вот Паслер и Шумков ее успешно прошли. Помогло это им выстроить коммуникацию с населением?
При этом еще со времен ковида между федеральной и региональной властью произошло четкое разделение в рамках публичного позиционирования. Про карантины и маски с прививками объявляли региональные власти — не зря в Москве, скажем, все шишки за ограничения и прогулки по расписанию посыпались на мэрию. Федеральные же чиновники рассказывали про материальную помощь, нерабочие дни, компенсации. То есть региональная власть приносила плохие новости, а федеральная — хорошие.
В таком разделении губернатор просто обязан уметь брать на себя функции антикризисного менеджера и громоотвода. Потому что любые ошибки в коммуникации скажутся на рейтингах федеральной власти и, соответственно, президента. Лучшим кастингом могут тут быть только конкурентные выборы.
Правда, существует и второй вариант, когда губернатор, по сути, представляет федеральную власть в регионе. В этом формате выборы можно не проводить вовсе, достаточно назначения. Но как тогда быть с плохими новостями? Если объявлять их населению будет губернатор, то негатив распространится и на Москву.
Пока никакого решения по этой развилке не принято. Дмитрий Песков рассказывает, что в Кремле видели ролики с губернатором Паслером, и при этом отмечает, что региональные власти справляются с ситуацией. Правда, чуть позже уточняет, что на место вылетел еще один федеральный министр.
Стоит также отметить, что для многих нынешних глав регионов этот пост рассматривается не только как трамплин в высокие кабинеты в Москве, но и как почетная ссылка. Тот же Денис Паслер был премьером в Свердловской области и, как говорят в Екатеринбурге, потерял эту должность именно из-за неумения выстраивать коммуникацию с местными жителями. Поэтому неудивительно, что работа губернатором — явно не его мечта, и он всячески пытается дать понять, что хотел бы сменить вид деятельности. Однако, как говорят инсайдеры, Паслеру придется идти на второй срок. В том числе из-за короткой кадровой скамейки. Ну, не на местного же министра архитектуры Наталью Ибрагимову, в связях с которой губернатора обвиняет народная молва и о которой писал «РосБалт», его заменять?
Удлинение кадровой скамейки, опять же, может происходить через конкурентные выборы на региональном и муниципальном уровне. Они неизбежно вынесут на политическое поле фигуры, которые обладают необходимыми для руководителя компетенциями и желанием работать, но еще не известны ни широкой публике, ни ответственным за региональные кадры чиновникам Кремля. И если население уже как-то адаптировалось к «референдумным» выборам, то для Кремля они как раз могут стать тормозом в деле кадрового обновления и использования региональной власти как громоотвода.
Кирилл Шулика