Posted 9 апреля, 14:44
Published 9 апреля, 14:44
Modified 9 апреля, 14:46
Updated 9 апреля, 14:46
После ужасного теракта в «Крокусе», совершенного гражданами Таджикистана, в России возобновилась дискуссия о миграции. Данный вопрос всегда был острым, и вокруг него возникали споры не только общественников или депутатов, но и различных лоббистов. Своя позиция была, например, у силовиков, выступающих за ограничения миграции. Противостояло им строительное лобби, заинтересованное в дешевой рабочей силе. А есть еще может быть менее влиятельное, но все же активное лобби от образования и здравоохранения, то есть тех сфер, которым мигранты не приносят денег, но создают дополнительную нагрузку.
Такое переплетение интересов как раз и не позволяет выработать государственную политику в сфере миграции. Даже после трагедии в «Крокусе» МВД лишь подготовило закон о цифровом учете мигрантов, но это, скорее, технический вопрос, который невозможно решить, если не пройти принципиальную развилку.
Главный вопрос миграционной политики звучит так: «Нужно ли России замещение коренного населения мигрантами?». Ведь, с одной стороны, действительно не хватает рабочих рук, есть демографические проблемы, поэтому экономика требует притока иностранной рабочей силы. С другой стороны, вряд ли в России есть искренние сторонники такого подхода, который можно назвать западным.
Понятия толерантности и мультикультурализма в западном социуме возникли именно тогда, когда стало понятно, что количество населения в США и странах Европы сокращается, оно стареет, а экономика требует рабочих рук. Именно поэтому в страны Запада хлынул поток мигрантов из бывших колоний, а граждане правых убеждений стали шутить про сборные Германии и Франции по футболу образца 2030 года.
С учетом того, что проект провалился, а миграцию Европа теперь рассматривает как один из самых серьезных вызовов своей безопасности, вряд ли стоит за ней в данном случае повторять. Тем более что Россия все-таки использовала ресурс еще советский, когда мигрантами были воспитанные на общих традициях граждане стран Центральной Азии, Закавказья, а также Украины, Белоруссии и Молдавии. Теперь же речь идет об уже не заставших СССР азиатах, которые теперь верят не в светлое будущее коммунизма, а в проповеди анонимных радикальных проповедников в соцсетях.
Однако России ведь действительно нужны рабочие руки. И эта потребность сохранится даже при повышении производительности труда, автоматизации и роботизации, что в условиях тотального старения населения просто необходимо. Нужно реализовывать глобальные проекты в строительстве, транспорте, а также в принципе осваивать огромную территорию. Альтернативой миграции может стать тотальная многодетность, семьи с тремя и более детьми, однако в современных условиях это звучит не более чем благими пожеланиями.
Между тем существуют государства, которые столкнулись с такими же демографическими вызовами, что и Россия. Более того, вызовами даже более серьезными. Можно найти страны, где коренное население существенно меньше, чем число прибывающих мигрантов.
Для этого нам нужно посмотреть на Восток и монархии Персидского залива, например, на ОАЭ. Экономический бум привел к тому, что в стране резко выросла потребность в рабочих руках. При этом она не покрывалась даже местными многодетными семьями. В итоге сейчас коренного населения в стране насчитывается всего 15%, остальные так или иначе относятся к категории «мигранты». Причем те, кто бывал в Дубае, обращали внимание на расслоение — коренное население на «Ламборгини» или «Астон Мартинах» с леопардом на заднем сиденье, а рядом с ними индусы или пакистанцы, выполняющие практически всю работу в сфере торговли, услуг, транспорта, туризма, а также промышленности.
Однако в Дубае вы практически не увидите мигрантов с семьями. Такое просто невозможно. Люди прибывают в страну строго индивидуально по трудовой визе на определенный срок к конкретному работодателю. Большинство мигрантов при этом ротируются, то есть по окончании срока визы уезжают домой, а на их место приезжают новые. Таким образом, во-первых, невозможно создание диаспор, во-вторых, социальная сфера не получает дополнительной нагрузки. И ровно поэтому никаких проблем с ассимиляцией мигрантов и поводов для миграционного кризиса в стране не существует.
Так что именно восточный, а не западный опыт регулирования миграции может быть интересен России. Речь идет в первую очередь о введении срочных трудовых виз в соответствии с потребностями экономики. Именно такой подход должен прийти на смену открытым границам.
Кроме того, эксперты говорят о сокращении числа мигрантов из стран Центральной Азии, которые ранее покрывали потребность России в рабочих руках. Соответственно, миграционная политика должна поменяться и в плане привлечения мигрантов из дальнего зарубежья. О привлечении граждан Индии, Северной Кореи, Бангладеш говорят все чаще. Но это невозможно без наведения порядка в сфере миграции из стран ЦА, потому что иначе диаспоры не будут пускать на рынок труда конкурентов, в том числе и силовыми методами.
Получается, что опыт ОАЭ может стать неким компромиссом, устраивающим силовиков, строителей, врачей, а также обществом в целом. В случае поворота миграционной политики по восточному образцу высокий уровень миграции может быть сохранен, однако при этом он будет упорядочен. Важным представляется еще создание условий, при которых деятельность диаспор, в том числе неформальных, окажется невозможной, а ответственность за мигрантов будет возложена на работодателя. Он должен создавать условия для безопасной миграции, что снизит коррупционные риски. Например, таксопарк вынужден будет набирать водителей со знанием русского языка, и им не придется в России сдавать экзамены. Если же строителям нужно минимизировать затраты, то пусть рабочие и живут прямо на стройке, а после сдачи объекта возвращаются домой, тогда им знать русский язык в принципе необязательно.
Нынешняя же коррупциогенная ситуация способствует не только неудобствам для местного населения, но и ставит мигрантов в положение зависимых от чиновников рабов.
Отдельной взяткоемкой темой становится предоставление им гражданства. Часто паспорта выдаются людям, которые не имеют на них никакого права. Зато их не получают этнические русские из тех же стран Центральной Азии, где они находятся на правах граждан второго сорта. Впрочем, это уже отдельная и тоже очень болезненная тема.
Кирилл Шулика