Posted 7 апреля, 14:48
Published 7 апреля, 14:48
Modified 23 апреля, 13:49
Updated 23 апреля, 13:49
Гагаринский суд Москвы поместил под домашний арест гендиректора компании «Телеспорт груп» Петра Макаренко. Что это за фигура? Как простому посреднику удавалось долгие годы держать под контролем весь рынок прав на спортивные телетрансляции в России?
Удивительное дело: если набрать фамилию Макаренко в телеграм-каналах, то на протяжении большинства лет во многих постах рядом ней встречаются слова из разряда «банкрот», «мошенник» и т. п. Конечно, сразу из этого выводы делать не стоит: если слово «банкрот» звучит много лет, а компания все еще держится на плаву, то выходит, что и не банкрот? Может, Макаренко раздражает такое количество влиятельных людей, что просто против него активно размещается «заказуха»? Тут к месту вспомнить о знаменитой фразе Оскара Уайльда: «Я слышал столько клеветы в ваш адрес, что у меня нет сомнений: вы — порядочный человек!»
Впрочем, если полистать судебные картотеки, можно убедиться, что претензии налоговиков к компаниям Макаренко — дело привычное. Так, в 2021 году Арбитражный суд города Москвы рассматривал дело о банкротстве компании «2 МЕДИА2». У этой фирмы тот же ИНН, что и у компании «Телеспорт». Как писали тогда, Петр Макаренко сменил у компании название, но оставил старые реквизиты.
ФНС России разбиралась с фирмами, которые, по мнению налоговиков, задолжали государству 113 миллионов рублей. Предполагается, что долг образовался из-за махинаций фирмы с компанией «Сирус», которая не вела реальной финансово-хозяйственной деятельности. Поступающие на счета фирмы деньги тратились на закупку рекламы по завышенной стоимости, а около 65% сумм выводились на счета так называемых фирм-однодневок. Были у налоговиков вопросы и по недоплате НДС при работе компании с «Альфа-Тех». Примечательно, что права на трансляции матчей российской сборной, полученные «Телепортом» еще в начале 2010-х годов, были записаны на ту же компанию.
Именно этот негативный шлейф раз за разом мешал Петру Макаренко продать свое главное детище — АО «Телеспорт Груп» — крупным партнерам. Сбер передумал, Okko (тот же Сбер) — тоже. Всерьез рассматривал покупку 80 процентов Роман Ротенберг, но в 2015 году, когда стороны уже готовы были выйти на сделку, в связи с именем Макаренко случился громкий коррупционный скандал: экс-кандидат в президенты РФС Алишер Аминов дал интервью спортивному ресурсу, в котором обвинил Макаренко и экс-министра спорта России Виталия Мутко в коррупционных схемах (имена Макаренко и Мутко всегда идут рядом, в ту пору, когда Мутко был главой РФС в 2005–2009 годах, коммерческого директора РФС часто в коридорах футбольного ведомства звали «Кошелек Мутко»). Фигурантов скандала обвиняли в том, что они навязали федерации невыгодный контракт с главным тренером сборной страны Фабио Капелло. Осторожный Ротенберг начал сомневаться в необходимости сделки. Роман Ротенберг эту информацию публично подтвердил, что ситуация вокруг РФС важна для него, так как «Телеспорт» владел коммерческими правами федерации.
Президент РФС Николай Толстых заявлял, что «Телеспорт» является для организации более чем простым коммерческим партнером. Якобы без участия Петра Макаренко многие кадровые вопросы в жизни федерации не решались. При этом Макаренко официально не был руководителем своей компании, так как ее генеральным директором работал Антон Леонтьев. Брат бывшего коммерческого директора Российской футбольной премьер-лиги Андрея Леонтьева ставил подписи в документах, а имя Петра Макаренко даже нигде не значилось. Однако существовало ЗАО «Телеспорт» и ЗАО «Телеспорт Маркетинг», которым Макаренко владел напрямую.
Приобретение телеправ — рынок прозрачный и понятный. Все цифры открыты. Кто купил, что купил, на какой срок — все известно. Американская Discovery Communications приобретает на шесть лет (на 2018–2024 годы) права на трансляции (эфирное ТВ, платное, цифровые платформы) Олимпийских игр за $1,5 млрд. Этот контракт включает в себя не весь мир, а европейскую территорию. Телеканалы покупают права на трансляцию Игр не напрямую у Международного олимпийского комитета, а как раз у этого посредника. Продаст суммарно вдвое дороже — есть полтора миллиарда прибыли. Продаст меньше полутора — окажется в минусе. Россия не вошла в этот список, решение по ней принимали отдельно. Права на зимние Игры в Пхенчхане и летние Игры в Токио приобрела компания Петра Макаренко, а назвать хоть какие-то цифры о затратах или о планируемой прибыли он отказался.
Пришлось взять за ориентир анонимные источники, утверждающие, что покупать пакет из двух Олимпиад российским вещателям предлагалось по $40 млн. Даже по разовым контрактам (к примеру, чемпионат Испании по футболу) цифры компания не озвучивает. Экспертная оценка по испанскому чемпионату — от 5 до 10 млн евро.
Права на Олимпиаду в Пхенчхане были приобретены по высокой цене, но оказались невостребованными у основных телеканалов. От соцсетей удалось собрать, судя по всему, сущие крохи.
Что касается Олимпиады в Пхенчхане, то директор по цифровым продуктам компании «Телеспорт» Максим Сырейщиков, хотя и стремясь сохранить честь мундира, все же дает этому опыту однозначно негативную оценку. «Мы обожглись на этой Олимпиаде. Нам было сложно взаимодействовать и с рекламодателями, и с площадками, которые обеспечивают нам дистрибуцию контента. Потому что был определенный жесткий негативный фон, а в связи с этим — подвешенное состояние рекламодателей и всего бизнеса в целом», — цитировал «Советский спорт» в 2018 году его неосторожные откровения на одном из форумов.
Прессе уже в ту пору удалось выяснить: финансовые дела «Телеспорта» не так хороши, как могло показаться. На условиях анонимности представители руководства одного из банков, с которым непосредственно работал Макаренко, подтверждали, что бизнесмен сильно закредитован. При этом он имел не только слишком большое долговое бремя, но и вынужден был постоянно перекредитовываться — набирать все новые заемные средства. Его немаленький кредит в «Алма-банке» не был секретом.
Кредиты дают возможность приобретать телевизионные права на все самые дорогие и самые важные спортивные события мира, но о реальном происхождении денег, похоже, не знают и сами сотрудники Макаренко. Директор по цифровым продуктам компании «Телеспорт» Максим Сырейщиков отвечал тогда на вопрос о средствах так: «Откуда деньги, и я не совсем понимаю. Деньги есть, но…» Одна из главных бед — то, с чего начинал «Телеспорт», — футбол. Этот всеми любимый вид спорта не так уж интересен рекламодателям. Никто не встает в очередь, чтобы вложиться в рекламные минуты во время телетрансляций.
Но реклама во время футбольных трансляций — это только один из вопросов. Макаренко выступает сам как организатор игр сборной. И здесь получить прибыль тоже становится все сложнее. Вот Макаренко в очередной раз организует товарищеский матч сборной России по футболу с бразильцами. Он отвечает за проведение самого матча, за все логистические вопросы (гостиница, трансфер, питание и многое другое). Все это стоит немалых денег. А его окончательный доход с организации мероприятия напрямую зависит от количества проданных билетов. Если «Лужники» заполнены, то Макаренко в плюсе. Если нет — компания терпит убытки. А ведь с конечной суммы еще необходимо заплатить налоги.
Совершенно неправы те, кто нападают на РФС за траты при приглашении топ-сборных — риски переходят на Макаренко. 1 млн (не рублей), потраченных на приглашение сборной Аргентины в качестве спарринг-партнера для товарищеского матча 11 ноября 2017 года в Лужниках.
Ясно, что это норма, когда слабые сборные платят сильным за приезд к ним. С той же Аргентиной россияне играли в Черкизове в 2009-м, и ценник, кстати, с тех пор не поменялся. Правда, перед домашними чемпионатами мира или Европы обычно это правило немного корректируется: будущим участникам тоже бывает интересно познакомиться со страной-хозяйкой. Конечно, фаворитом хозяйка автоматически не становится, но для взаиморасчетов сила сборных условно выравнивается. Никто никому не платит. А раз оплата есть, значит, плохо и неправильно провели переговоры. Компания «Телеспорт» платит и получает долю с билетов и телеправа. Учитывая, что на матче ожидается аншлаг, логично было сразу предположить, что Петр на сей раз внакладе не останется. Как было, к примеру, в 2012-м, когда он выложил миллион (опять не рублей) за эксклюзивную торговлю билетами по российской квоте на Евро-2012, отказался от предложенных объемов (мол, от нас столько не поедет, в УЕФА крутили тогда пальцем у виска), чтобы создать ажиотаж и накрутить стоимость, но в итоге максимум отбил вложения, так как сборная России умудрилась не выйти из самой легкой группы за всю историю (Чехия, Польша, Греция).
Трансляция матчей РПЛ — это вообще отдельная история. Мало того что «Телеспорт» неоднократно был вовлечен во всяческие скандалы с РФС, так и в самой компании РПЛ не очень-то жалуют. Руководитель Telesport Digital Илья Рустамов несколько лет назад красноречиво высказывался о сотрудничестве с РФПЛ:
«Права РПЛ — это не про бизнес вообще. Например, купив права Ла Лиги, мы ведем переговоры с ее техническим партнером, чтобы забирать себе такие вещи, как повторы в 360 градусов и прочее. А с кем разговаривать в РПЛ? Я бы с удовольствием поработал с этими людьми, будь у них в действиях полная прозрачность. РПЛ — совершенно непредсказуемая фигня. Ни стратегии, ни плана, ни структуры. 16 разных клубов, каждый из которых как герой басни „Лебедь, рак и щука“. Ни в одной стране мира нет настолько слабой структуры управления футболом».
Работу «Телеспорта» критиковал в ту пору и бывший тренер сборной России и депутат Госдумы Валерий Газзаев:
«Россия — шестая лига Европы в рейтинге УЕФА, но лишь 14-я по доходам от телеправ. Это удивительно. $30 млн в год на весь российский футбол — на что этого хватит?! Телевизионный контракт должен приносить совсем иные деньги!»
И даже прежний верный союзник Виталий Мутко признал:
«У нас занижена стоимость телеправ РПЛ, платящий все определяет. Футбол у нас не раскручивается».
«Телеспорт» еще успешно подыскивал спонсоров для РФС, с чего и получал свои проценты, но и здесь не обошлось без недовольных.
Алишер Аминов рассказывал о нетривиальном сотрудничестве компании Макаренко и РФС:
«Телеспорт» — простой посредник между спонсорами и РФС. За одним лишь исключением: эта компания владеет всеми коммерческими правами федерации — договор на их отчуждение был заключен в 2012 году еще в период правления Сергея Фурсенко. Поэтому РФС формально получает деньги не от спонсоров, а от «Телеспорта». А какую комиссию от первоначальных спонсорских поступлений получает «Телеспорт» и что отдает федерации — вопрос».
Петра Макаренко давно воспринимают как классического дельца, ловко ведущего свои дела. «Телеспорт» всегда был гибок и даже не имел официальных прайс-листов по размещению рекламы во время трансляций. В открытых источниках и на официальном сайте вы такой информации не найдете.
Международных связей у Макаренко хватало в избытке. Иногда они приобретали прямо-таки родственный характер. Некоторое время в «Телеспорте» работал аж сын Рене Фазеля, главы хоккейной федерации (ИИХФ). Правда, в 2021 году он был уволен.
Кто за кого и на каких условиях в свое время просил, рассуждать не будем — знающие люди прекрасно обо всем осведомлены. Но в какой-то момент Фазель-младший стал слишком много тянуть одеяло на себя и слишком много выставлять себя чуть ли не первым лицом компании. Петр Макаренко — человек непростой.
Прошлой осенью имя Макаренко снова появилось в центре скандала. Очередного. У публики, которая далека от нюансов телепроизводства и использует телевизор только для того, чтобы посмотреть футбольные трансляции, начал, простите за банальное выражение, взрываться мозг. Все топ-сотрудники «Матч-ТВ» репостили (там, очевидно, военная дисциплина) заявление телеканала о том, что права на матчи сборных принадлежат им. Параллельно в других источниках тиражировалась информация, что Сбербанк идет в суд, так как, по мнению Сбера, все права — у Okko.
Сколько работает Петр Макаренко на рынке телеправ (а если верить его словам, то этот период начался в 1994 году), столько существуют вечные «непонятки» с этими самыми правами. Вроде бы схема понятная: компания «Телеспорт» покупает спортивные ивенты и как бы «продает» их телеканалам, но уже с нагрузкой — со всем рекламным инвентарем, который продан за астрономические суммы: что позволяет отбивать разницу между дорогой стоимостью покупки прав на ивент и недорогой стоимостью передачи прав телеканалу.
Схема небесспорная. В мире обычно происходит по-другому. Но если все всех устраивает, то почему бы и нет? На деле — не устраивает.
Времена поменялись: уже не на двух «Бентли» одновременно едет Петр, да и офис стал поскромнее, чем был когда-то в «Москве-Сити».
Макаренко в 2021 году купил для «Телеспорта» права на матчи отборочного цикла к Евро-2024. Покупалось это для принадлежащего Сберу Okko. Каким-то образом, как сейчас складывается пазл, Макаренко то же самое продал и «Матчу-ТВ». У «Матча-ТВ», который продал сигнал букмекерам за 850 миллионов (имеет право), тоже проблемы: букмекеры, понимая, с кем имеют дело, подстраховались и включили в договор пункт о постоплате — только в том случае, если получат сигнал на деле. При этом в списке бродкастеров, кому Европа официально передает сигнал, значится не Okko, а «Матч-ТВ». В общем, Макаренко продал все и всем, обманув по дороге всех и даже взорвав мозг коллегам их УЕФА.
Петр Владимирович — человек жесткий. Максимально используемое умение — выкручивание рук. Сколько раз за эти неполные тридцать лет телеканалы не понимали за час до игры, будет ли трансляция! Сколько раз Макаренко пытался в слот просунуть несогласованную рекламу!
А вы говорите, 1990-е закончились. Да они в футболе и не прекращались…
Елена Коновальцева