2024-й объявлен президентом РФ Годом семьи. В эту повестку включен целый ряд мероприятий в самых разных сферах общественной жизни, особое внимание уделено поддержке работников с семейными обязанностями. Так, на большом круглом столе в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) обсудили лучшие практики по поддержке семей, которые уже применяются лидерами отечественного бизнеса, и те задачи, которые еще предстоит решить в этом направлении.
В совместном заседании комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию и комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству приняли участие представители государственной власти, компаний и экспертного сообщества, а также управления верховного комиссара Организации объединенных наций по правам человека в России.
Открывая дискуссию, вице-президент РСПП по социальной политике и трудовым отношениям, член правления РСПП Виктор Черепов подчеркнул важность обсуждаемой темы, в которой пересекаются интересы работодателей, работников и государства. Он отметил, что РСПП активно вовлечен в повестку Года семьи и планирует в этой связи целый ряд мероприятий. Так, объявлено проведение ежегодного всероссийского конкурса РСПП «Флагманы российского бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость», в который включена номинация «За поддержку работников с семейными обязанностями, материнства и детства». Планируется подготовка и издание тематического сборника РСПП по вопросам участия бизнеса в поддержке семьи, материнства и детства, а также его вклада в достижение национальных целей. Обобщение и популяризация успешного опыта компаний в этой сфере — одна из задач совместной программы действий Минтруда России, РСПП и ФНПР.
Председатель комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию, член бюро правления РСПП, президент РАПУ Андрей Гурьев отметил поручение президента России в послании Федеральному собранию подготовить к 1 июля целостную систему мер поддержки семей с детьми и разработать новый национальный проект «Семья». Кроме того, запускаются национальные проекты и программы «Молодежь России» и «Кадры», а также ряд других социальных программ. В их реализации бизнес будет принимать активное участие.
Инвестиции компаний в проекты, направленные на поддержку семей сотрудников, измеряются миллиардами рублей. Примеры таких проектов и программ размещены в электронной библиотеке корпоративных практик РСПП и опубликованы в выпускаемых РСПП сборниках лучших практик — позитивный опыт компаний следует доводить до широкой аудитории и тиражировать.
В свою очередь, заместитель председателя комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, член правления РСПП, генеральный директор СоюзАтом России Андрей Хитров указал на то, что на смену рынку работодателя сейчас приходит рынок работников. Работодатели принимают меры, чтобы сохранить лучших работников и привлечь новых. Тему заседания в этом контексте можно рассматривать и как элемент кадрового обеспечения компаний, продолжение преемственности поколений. А корпоративные социальные программы в поддержку сотрудников с семейными обязанностями — это не только задачи оказания социальной помощи в рамках внутренней социальной политики компаний, но и значительная часть их деятельности, связанная с развитием территорий присутствия.
Управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова представила основные результаты проведенного РСПП опроса компаний по теме «Организация работы в поддержку сотрудников с семейными обязанностями, материнства, многодетных семей». Участие в нем приняли представители 375 организаций, включая крупный, средний и малый бизнес. Опрос подтвердил, что деловая практика большинства компаний включает реализацию разнообразных мер в этой сфере, наиболее широкий их спектр представлен в крупном бизнесе. Полученные результаты исследования планируется использовать при подготовке Рекомендаций для бизнеса по организации системной работы в поддержку семьи, сотрудников с семейными обязанностями.
В дискуссии приняли участие представители крупного отечественного бизнеса. Они рассказали о корпоративных практиках по поддержке работников и их семей, которые реализуют их компании, обсудили как достижения, так и проблемные вопросы.
Одним из признанных лидеров социально-ответственного бизнеса является агрохимический холдинг «ФосАгро». Компания — единственный трехкратный обладатель гран-при всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса», проводимого РСПП, и обладатель высшей награды национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса», учрежденной в 2023 году по инициативе президента РФ.
Выступая на круглом столе РСПП, первый заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро» Сиродж Лоиков подчеркнул, что основной ценностью для компании является человеческий капитал и ее трудовой коллектив. «ФосАгро» поддерживает достойный уровень оплаты труда работников. Размер индексации заработной платы на предприятиях Группы — один из самых больших среди крупных российских компаний: в 2021–2023 гг. средняя зарплата выросла на 60%, а с 1 февраля 2024 года компания проиндексировала зарплаты для всех 23 тысяч работников еще на 15%.
Кроме высокого уровня оплаты труда, в «ФосАгро» стараются создавать наилучшие условия для сотрудников. Так, с 1 сентября 2023 года на предприятиях Группы «ФосАгро» действуют новые коллективные договоры, признанные экспертами лучшими в отрасли. В них расширен унифицированный перечень льгот и социальных гарантий работникам, в том числе в рамках поддержки семьи, материнства и детства, возросло материальное наполнение положений колдоговоров. Например, все работники обеспечены медицинской помощью в рамках программы добровольного медицинского страхования, действуют программы оздоровления и летнего отдыха, в том числе для детей сотрудников и ветеранов компании. На всех предприятиях функционируют бесплатные современные физкультурно-спортивные объекты, центры корпоративного питания, музейные и интерактивно-познавательные комплексы. Высоко востребована корпоративная жилищная программа, благодаря которой почти 3 тысячи семей работников улучшили свои жилищные условия.
Кроме того, в регионах присутствия «ФосАгро» успешно реализует собственные благотворительные социальные и образовательные проекты. Буквально в прошлом году отметил 20-летие ключевой социальный проект компании «Детям России — образование, здоровье и духовность» (ДРОЗД). Он гармонично сочетает дополнительное образование, физическое развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В рамках ДРОЗДа действуют 70 секций по 26 видам спорта, открыты творческие студии и классы дополнительного образования. В них на постоянной основе бесплатно занимаются более 7,5 тысяч детей. Всего же школу ДРОЗДа прошли более 150 тысяч воспитанников.
Для обеспечения кадровой защищенности «ФосАгро» создала собственную образовательную парадигму «Школа — колледж/университет — предприятие». За 10 лет на ее развитие компания направила 6 млрд рублей. В шести «ФосАгро-школах», расположенных в регионах присутствия компании, более 6000 учеников по углубленной программе изучают математику, информатику, физику и химию. Выпускники этих школ могут по целевым направлениям от компании поступать в ведущие технические университеты и подшефные колледжи.
«С 2015 по 2023 год почти 90% выпускников „ФосАгро-школ“ успешно поступили в вузы. Причем 63% поступают на технические специальности, востребованные в „ФосАгро“. Только за последние 3 года более 1,000 выпускников партнерских университетов и колледжей и 126 выпускников „ФосАгро-школ“ трудоустроились на предприятия компании», — резюмировал свое выступление Сиродж Лоиков.
По итогам состоявшегося обсуждения принято совместное решение двух комитетов РСПП по изданию тематического сборника, включающего в себя лучшие практики компаний по ведению социально ответственного бизнеса. Также будет создана рабочая группа, которая займется подготовкой рекомендаций для бизнеса по организации системной работы в поддержку семьи и сотрудников с семейными обязанностями.