Posted 4 апреля, 12:57
Published 4 апреля, 12:57
Modified 4 апреля, 12:59
Updated 4 апреля, 12:59
Трансформация рынка роскоши в России (помимо ухода ряда западных компаний — ред.) связана еще и с перестроением потребительской парадигмы и событийного контекста. Мало кого интересует роскошь, которую негде показать, а возможностей для этого становится все меньше.
В благополучные «нулевые» предметы роскоши от брендов с громкими именами выполняли две функции: продемонстрировать личное благосостояние и закрепить причастность их носителей к высшим кругам «цивилизованного мира». С этим, в том числе, была связана жесткая и непримиримая борьба с «палью» — ведь дело не том, что условная диоровская сумка как-то уникально выглядит, а в том, что это в первую очередь важный атрибут, социальная маркировка, как сертификат, подтверждающий право нахождения в определенном месте с определенными людьми.
Но теперь для этого нет ни условий, ни нужды, а стремление быть причастными к продукции модных домов хоть тушкой, хоть чучелком, хоть параллельным импортом несет скорее инерционный характер. Так, к примеру, «чиновному люду» уже начиная с 2014 года был дан определенный сигнал по возможности не «светить» ван клиффами и эрме, а теперь правило скромности распространилось уже и на тех, чьи доходы не имеют прямого отношения к государственному бюджету.
С уходом модели активного потребления приходится вести себя скромнее и тем, кто все еще может ее себе позволить. Причин для этого, кстати, множество. Самая очевидная — чтобы не злить толпу, которой пришлось потуже затянуть пояса, а менее очевидная — чтобы не демонстрировать излишней личной платежеспособности в новых условиях, когда четко обозначен вектор «надо будет делиться».
Да и сам культурный контекст, в рамках которого становилась возможной демонстрация роскоши, постепенно отмирает в силу своей неуместности. Умирает как жанр глянец, да так, что красивым подругам влиятельных мужчин приходится выкупать обложки в сербских филиалах европейских модных журналов за неимением собственных. Небезопасными становятся рауты и вечеринки — как бы не пришлось потом надевать на себя извинительную власяницу из бежевого кашемира, ведь сейчас за что угодно можно под раздачу попасть. Да и вообще демонстрация собственного благополучия ментально оказалась как бы вне закона — не время. А когда вернется то время и вернется ли вообще — большой вопрос.
Так что дело тут не столько в перестроении логистических цепочек с привлечением торговых моллов Турции и бутиков ОАЭ, а в том, что процесс оказался лишен своего основного смысла — и все заморочки с параллельным импортом в конечном счете не стоят обладания дизайнерским костюмом, который некуда надеть. Так что трансформация рынка роскоши в его традиционном понимании вполне может закончиться полной ликвидацией.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»