Вчера произошло крупнейшее землетрясение на Тайване за последние 25 лет. Стихийные бедствия подобного рода — это всегда страшно, и их последствия довольно существенно отражаются на жизни местного населения.
Однако прочувствовать последствия этого катаклизма в ближайшее время сможем и мы с вами лично. Дело в том, что из-за землетрясения были повреждены и остановлены производственные линии на заводе TSMC. Он производит, по разным оценкам, от 20% до 25% всех мировых полупроводников. А с полупроводниками мы встречаемся регулярно — в чайнике, банковских картах, стеклоподъемниках, телефонах, компьютерах и т. д.
Причем полупроводники тайваньской компании ставятся и в российские процессоры «Байкал» (или ставились раньше), и в автомобили «Лада». Самые крупные заказчики полупроводников у TSMC — такие техногиганты, как Apple, Samsung или Nvidia.
Во время пандемии производство полупроводников на острове уже вставало на паузу, что привело к так называемому «чипогедону»: дефицит полупроводников привел либо к кратному удорожанию электроники, либо к ее даунгрейду с переходом на более примитивные технологии.
В этот раз катаклизм заблокировал работу производства на дни или недели, что способно ненадолго привести к ускорению роста цен. Чем дольше будут восстанавливаться производственные линии на заводе, тем дороже по осени будет почти любая электроника.
И подобные оценки придется принимать во внимание всем ЦБ в мире, в особенности российскому — любое проинфляционное событие отдаляет экономику России от таргета по инфляции на конец 2024 года в 4%. А ЦБ РФ обещал всеми силами добиться этого результата.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»