Telegram-канал «Свинское чаепитие»: Европе угрожают и Китай, и Америка

3 апреля, 12:00
ЕС нынче переживает не лучшие времена.

ЕС, похоже, плюс-минус отошел от энергетического шока. Но теперь европейские лидеры опасаются другого бедствия — притока передовых дешевых китайских товаров. В то же время вырисовывается еще одна угроза: если Дональд Трамп победит на президентских выборах в США, европейские экспортеры могут быть обложены пошлинами.

ВВП ЕС вырос всего на 4% в реальном выражении с 2019 года, что примерно вдвое меньше, чем в США. В Великобритании и Германии ВВП на душу населения фактически снизился. В то время как в Америке производительность труда, похоже, возросла во время пандемии, в Европе производительность хромает.

Китайский экспорт представляет особую угрозу для европейских производителей из-за модели роста ЕС, которая долгое время основывалась на торговле. Рабочая бумага МВФ показывает, что Европа является регионом мира, наиболее открытым для торговли и инвестиций (если посмотреть на так называемый индекс MATR). В ЕС объем торговли товарами и услугами достигает 44% ВВП, что почти вдвое больше, чем в США.

Если немного вернуться назад во времени, то первый шок произошел в 2001 году, когда Китай вступил в ВТО и выиграл от снижения торговых барьеров, что создало проблемы западным производителям. В США некоторые регионы и секторы сильно пострадали. Европа отделалась легче отчасти потому, что шок совпал со вступлением стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. Быстрое развитие новых членов ЕС способствовало росту производительности труда в блоке и создало спрос на западные товары.

На этот раз все будет по-другому. Китай движется в направлении высокотехнологичного производства и «импортозамещения» (то есть меньшей зависимости от ключевых западных технологий). Европейские фирмы нынче сталкиваются с конкуренцией со стороны Китая на все более сложных рынках.

Самый яркий пример — автомобили (особенно EV). В автомобильном секторе (наряду с его цепочкой поставок) заняты около 3 млн европейцев. Тем не менее электромобили китайского производства могут занять 25% европейского рынка в этом году. Французские, немецкие и итальянские бренды массового сегмента, по-видимому, особенно уязвимы перед конкуренцией. Аналитики банка UBS считают, что доля legacy автопроизводителей (VW, Fiat, Renault) на мировом рынке снизится с 81% сегодня до 58% к 2030 году.

Есть еще «зеленые технологии», которые Европа вроде бы пытается развивать. Но и тут европейским компаниям, производящим продукцию для массового рынка, будет трудно конкурировать с китайскими. Например, по данным Global Wind Energy Council, Китай уже доминирует на рынке ветряных турбин, его доля на рынке составила 60% в 2022 году. И общая ситуация не улучшается. Индекс цен производителей Китая (который показывает изменение цен на товары и услуги на оптовом уровне реализации, то есть непосредственно у тех, кто их произвел) падает уже 17 месяцев и находится примерно на уровне 2019 года. Аналогичный показатель для ЕС, даже без учета затрат на энергоносители, почти на четверть выше уровня четырехлетней давности.

Собственные попытки Европы «снизить риски», то есть получить меньше критически важных ресурсов из страны и ограничить инвестиции и экспорт высокотехнологичных товаров в Китай, также приведут к росту издержек. В недавней статье Julian Hinz и его соавторы рассматривают последствия резкого decoupling (расхождения) с Китаем и его союзниками. Для Германии (европейская экономика наиболее тесно связана с Китаем), по мнению авторов, постепенное расхождение обойдется в 1,2% ВВП — примерно столько же, сколько для Японии. Другие крупные европейские страны и Америка потеряли бы около 0,5% ВВП. Впрочем, потери Китая были бы больше — около 2%.

Трамп — тоже не подарок для Европы. Европейские экспортеры в прошлом году продали в Америку товаров на сумму 500 млрд евро. 20 из 27 государств-членов ЕС имели положительное сальдо торгового баланса со страной. При Трампе Америка ввела тарифы на европейский алюминий и сталь. Европа ответила собственными тарифами на американские товары, включая бурбон и мотоциклы.

При Джо Байдене обе стороны достигли (несколько шаткого) перемирия. Трамп 2.0 может оказаться гораздо более болезненным: бывший президент уже предложил ввести 10-процентный тариф на весь импорт.

German Economic Institute, подсчитал возможное влияние тарифов. Представим, что Америка применяет 10-процентные пошлины на импорт и наказывает Китай еще более высокими тарифами. Экономика самой Америки пострадает из-за повышения потребительских цен, но экономика Европы пострадает больше. Общий объем экспорта Германии к 2028 году будет почти на 5% ниже, чем в мире без новых американских тарифов. Частные инвестиции также пострадают. В результате ВВП Германии снизится на 1,2%, что эквивалентно совокупным потерям выпуска на сумму 120 млрд евро к 2028 году.

Telegram-канал «Свинское чаепитие»

#В мире #Реакция #Экономика #Пошлины #Торговля #Европа-США-Китай
Подпишитесь