Первого апреля истек срок действия повышенного порога беспошлинного ввоза из-за границы товаров для личного пользования. Единственным способом его продлить было решение Совета Евразийской экономической комиссии, согласованное на уровне руководства государств-членов ЕАЭС — России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Но его не последовало.
Напомним, повышенный лимит в 1000 евро был установлен в 2022 году — для того, чтобы подержать закупающих товары в зарубежных интернет-магазинах граждан. Решение было временным, рассчитанным до октября 2023 года, в последний раз (по предложению российской стороны) его продлили до 1 апреля.
Как стало известно СМИ, новые попытки сохранить за россиянами возможность закупать товары не на 200, а на 1000 евро предпринимались неоднократно. С таким предложением, в частности, обращался в ЕЭК Евразийский союз потребителей, однако, по словам его председателя Павла Щелища, в комиссии пояснили, что «ни одна страна-член ЕАЭС такое предложение не вносила».
Оставить в силе повышенный лимит на ввоз пытались и маркетплейсы. В частности — Ozon, обратившийся в Минфин с соответствующим предложением. Но в министерстве напомнили, что меры были временными и принимались как реакция на санкционные ограничения — чтобы избежать дефицита товаров, однако сегодня «большинство из указанных факторов нивелированы и дальнейшее продление повышенного беспошлинного порога ввоза товаров в адрес физических лиц нецелесообразно».
«С одной стороны, Минфин прав: рынок перестроился — не испытывает дефицита товаров, и логистические трудности также уже удалось преодолеть. Однако не все позиции, которые заказываются из-за границы, можно сегодня купить в российских магазинах: это, например, касается предпочтений потребителей по ряду детских товаров, одежде, продукции для животных или витаминов. Для большинства из них снижение лимита критичным не станет, но выбор сузится. Еще один важный вопрос — цена. Компьютерные комплектующие, смартфоны, планшеты, другая электроника, а также техника с зарубежных площадок обходились дешевле. А на 200 евро (20 тыс. рублей) не очень-то разбежишься. Другое дело, что лимит касается одной посылки (а их может быть сколько угодно в месяц), поэтому проблемы возникнут все же с относительно дорогими приобретениями», — высказал мнение в комментарии «РосБалту» экономист и финансовый консультант Илья Демщиков.
Условным AliExpress, впрочем, влияние снижения порога беспошлинного ввоза не ограничится: на российских маркетплейсах размещаются и иностранные селлеры.
«Конечно, их доля не столь велика, однако и сбрасывать этих продавцов со счетов не стоит. Как не стоит забывать о том, что часть российских покупателей пользуются услугами мейлфорвардинговых компаний (например, „Бандеролька“, „Почта Global“, CDEK.Shopping и др.), которые по поручению клиента выкупают товары за границей и доставляют в Россию. Очевидно, что и здесь мы ждем подорожание зарубежных товаров на 15%», — отметил Демщиков.
В феврале ВЦИОМ представил экспертный доклад с оценкой последствий возможного снижения лимита беспошлинного ввоза товаров для физических лиц. Он был сделан на основе телефонного опроса граждан, а также интервью с представителями бизнеса, научного сообщества и органов власти.
Как следует из содержащихся в докладе данных, через маркетплейсы покупки из-за рубежа делают 44% россиян. Из них 14% приобретают товары стоимостью выше 20 тыс. рублей, а число самостоятельных покупателей дорогих товаров составляет всего 6%. При этом 68% участников опроса согласны с мнением, что сохранение беспошлинного порога в 1000 евро поможет поддержать граждан после ухода западных брендов и сервисов. Причем среди тех, кто за последний год совершал покупки на сумму свыше 200 евро, эта доля значительно выше — 77%. В случае снижения беспошлинного лимита 32% россиян, приобретавших дорогостоящие товары, станут заказывать меньше, а 26% и вовсе откажутся от таких покупок.
Среди основных причин, побуждающих покупать товары за границей: более выгодная цена (так ответили 59% опрошенных), недоступность товаров в их населенных пунктах и в России в целом (43%), более широкий ассортимент (34%).
«Нужно понимать, что далеко не во всех уголках страны существуют пункты выдачи маркетплейсов или курьерская доставка. В этом случае на помощь приходит Почта России, имеющая широкий охват отделениями населенных пунктов, куда и поступают посылки и бандероли из-за рубежа. И, конечно, в случае повышения лимита, оператор не досчитается денег», — отмечает Демщиков.
Опрошенные ВЦИОМом участники рынка не исключают и падения оборотов маркетплейсов — на 15%, а некоторые отмечают, что снижение потока товаров по трансграничному каналу повлечет вынужденные сокращения персонала (в том числе за счет сокращения парка машин, складских помещений, курьерской службы) и уменьшение налоговых отчислений в бюджет. В то же время ряд экспертов опасается, что «товары, которые трансгранично не будут попадать в Россию, будут попадать другими способами, другими маршрутами, но не „всерую“ даже, а „вчерную“ и уж точно не обеспечат никаких рабочих мест, точно не обеспечат никаких налоговых поступлений».
В настоящее время срок действия повышенного лимита истек, а на сайте Федеральной таможенной службы появилось объявление, что отныне беспошлинный лимит товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, составляет 200 евро и 31 кг.
«Отмечу, что в пользу продления действия повышенного порога выступали депутаты Госдумы, и учитывая, что 3 апреля в парламенте запланирован отчет премьер-министра Михаила Мишустина, нельзя исключить, что народные избранники попытаются „повернуть время вспять“ и вновь попробуют поднять данный вопрос», — высказывает мнение Демщиков.
Примечательно, что понижение лимита на бесплатный ввоз коснется всех посылок, которые прибудут на таможню после 1 апреля (даже если оплачены они были ранее). При доставке силами Почты России о необходимости оплатить пошлину (в случае превышения порога в 200 евро — 15% от стоимости, но не менее €2 за 1 кг) покупатель узнает в отделении связи — при получении отправления. Если доставку осуществляет брокер, то он направит клиенту уведомление о необходимости уплаты пошлины — только после осуществления платежа посылка покинет таможню и продолжит путь к адресату.
Мария Осадчая