1. Признать, что прежняя миграционная политика не преследовала никаких измеряемых целей, не связанных с извлечением коррупционной и иной ренты за счет неполноправного положения мигрантов. Соответственно, все шаги по ужесточению регулирования и контроля не могут дать результата, поскольку они по-прежнему не имеют цели.
Признать, что уровень напряженности в отношениях коренного населения и мигрантов не является зашкаливающим. Всякое бывает, но не то чтобы совсем Африка или Бразилия.
2. Согласиться с тем, что основными рисками проникновения радикальных настроений в среду мигрантов являются:
а) их положение людей второго сорта, порождающее дефицит взаимной химии между коренными жителями и мигрантами;
б) отсутствие у обеих сторон (регуляторов и регулируемых) стимулов для обеспечения большей прозрачности.
3. Радикально ужесточить требования к прозрачности жизнедеятельности мигрантов. Конкретные шаги можно обсуждать, но вариантов достаточно — от введения требований по обязательному минимальному легальному доходу (если его нет в течение трех месяцев, исчезают основания для пребывания в РФ) до обязательного заведения публичных верифицированных аккаунтов в каком-нибудь «ВКонтакте» (хоть какой-то шанс для не склонных погружаться в детали правоохранителей при необходимости разобраться в сложных фамилиях и нюансах). Ну и вообще дактилоскопия, более длительный режим прохождения пограничного контроля и все то, что противоречит духу и букве странных законов про защиту персональных данных, но будет снижать масштаб административных проблем во время пребывания внутри страны.
4. Максимально дерегулировать все, что можно дерегулировать, снизив риски произвола и коррупции. Все эти работы по профессии, наличие бумаг от работодателей, требование знания языка и традиционных ценностей и все остальное, не приносящее счастья никому из не вовлеченных в коррупционные цепочки. Ввести мораторий на текущую практику облав. Отменить принятые на уровне регионов запреты по приему мигрантов в отдельные сферы деятельности вроде торговли и такси. Сконцентрировать решение текущих вопросов жизнедеятельности мигрантов в гражданском ведомстве (вроде ликвидированной когда-то Федеральной миграционной службы).
5. Создать систему бесплатного обучения русскому языку (хотя бы онлайн). Подумав над бонусами, которые можно будет получать по мере освоения. Достаточно приятными, но не сверхрентабельными, чтобы не поощрять коррупционный рынок в этой сфере еще сильнее, чем сейчас.
6. Принять облегченные требования к выходцам из стран с пониженными рисками вовлечения в террористическую деятельность (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Армения, в совсем параллельной вселенной — Украина).
7. Высвободить правоохранителей, сконцентрированных на борьбе с мигрантами, для выполнения функций обеспечения правопорядка и борьбы с терроризмом.
Михаил Виноградов, политолог